Арати


Аарти - это ежедневно прводимая служба поклонения Богу, во время которой происходит предложение алтарю пяти первоэлементов: огонь, вода, воздух, земля и эфир. Огонь занимает в службе центральное место, символизируя устранение тьмы и невежества эго. Аарти (aarti, aarati, aarthi, aarathi) – ритуал , в котором свет от огня ghii [гхи – очищенного и перетопленного с определенными мантрами коровьего масла] или karpuura [карпура – камфоры], предлагается одному или нескольким божествам. Арати также именуются гимны, исполняемые в восхвалении божества в момент предложения света светильника. У каждого божества и его ипостасей может быть от одного до нескольких сотен Арати, исполняемых в зависимости от времени суток, месяца, праздника и т.д. Также Арати именуется часть ритуала puujaa (санс. ???? - пуджа) или yadnya (санс. ???? – йаджна, йагйа), во время которого божеству или божествам преподносится свет светильника. Арати

Огонь -- это тот божественный Свет, которому совершается поклонение. Молитвы взывают к Его милости, исполняющей все желания и устраняющей тьму невежества самости. Он есть воплощение высшей реальности, одновременно Брахмой, Вишну и Махешварой, выполняющим три функции: сотворение, поддержание и разрушение Вселенной. Все их способности и силы объединены в Нём. Он - Мастер, Господь, Творец, Защитник Вселенной, Высшее Божество, Самба Сада Шива, принявший человеческий облик для блага всего мира. Он заботится о всей Вселенной и, являясь абсолютным бытием, пронизывает Собой всё сущее. Центр сердца - Его обитель, свет, исходящий от Него, подобен блеску чистого кристалла. Он - всеведение и сознание, источник радости и блаженства, океан великой милости. Такому Высшему Божеству предлагается Аарти, и в Нём ищут защиту поклоняющиеся.

Происхождение

Считается, что ритуал Арати произошел от ведической homa [хома – огненная церемония]. Арати выполняется и поется для усиления и закрепления любви к божеству или божествам. На санскрите "aa" – предлог "к", "rati" или "rti" – "право, сила". Приблизительный точный перевод – Правому, Сильному.

Практика

Арати выполняется два-пять раз в день – обычно в конце пуджи или бхаджана. Также Арати входит в состав практически всех индуистских церемоний и ритуалов . По одному из них, брамин, совершающий ритуал, обходит вокруг изображения божества или вокруг человека, держа в руках светильник и поет определенные гимны, восхваляющие божество или человека (существует множество версий Арати практически на все случаи жизни). При этом, сам светильник приобретает статус божества - священнослужитель, завершив основную часть предложения света божеству, передает светильник своему помошнику, который предлагает его всем присутствующим при церемонии. Каждый из присутствующих, когда ему преподносят светильник, складывает ладони чашей (но не вверх, а вниз – как бы накрывая руками сферу), слегка касается верхушки пламени и затем кончиками пальцев касается своего лба – очистительное благословение, передаваемое от мурти божества пламени, а затем преданному.

Светильник для арати делается из металлов – обычно драгоценных (серебра) или цветных – меди и бронзы. Он либо куется либо отливается целиком – стараются не делать сборных. На основной пластине находится чашечка с носиком для масла и места для цветов, благовоний, акшаты[i].

Акшата: "не сломанный". Не молотый, сырой рис, смешиваемый с куркумой и предлагаемый божеству во время пуджи. Также используется на свадьбах и других церемониях. Это наилучшая еда и она является наилучшим пожертвованием преданного божеству; также является лучшим из того, что жена может подать мужу.

В чашечку помещается гхи – топленное масло и хлопковый фитиль – или камфора – кристаллами или масло. Снизу у светильника обязательно есть подставка. Во время праздников в храмах используют светильники с 3, 5 и с большим числом фитилей – так, в одном храме использовали светильник со 108 фитилей и его держало несколько человек.

Арати совершается с полным смирением перед мурти божества и с благодарностью к нему, постепенно растворяясь в божестве. Выполняется арати как помахивание светильником с зажженным огнем перед божеством. Существует несколько типов движения рукой – они различаются по сампрадаям, школам и т.д. В домашних условиях наиболее распространено простое круговое движение вокруг мурти по часовой стрелке. Можно также рисовать светильником "Аум". Есть и посложнее. Движение руки идет по кругу, но при этом рука совершает маленькие круговые движения не прерывая основной круг. Круговое движение светильника символизирует пять элементов – Акашу (пространство), Вайу (воздух), Теджас (огонь), Джала (вода) и Притхиви (земля).Арати - традиционная индийская форма богослужения, широко используемая в  ашрамах Индии. В процессе арати Богу предлагаются благовония, цветы, огонь, вода и т.д.

Гимны арати различаются в зависимости от божества. В них часто есть отрывки жиснеописания того божества, которому посвящено конкретный гимн арати. Множество гимнов посвящено Шиве и Вишну. Все они отличаются друг от друга в основном содержанием. Практически в каждой шайва-сампрадайе и в каждом шиваитском храме есть свои особые гимны, которые исполняются только в этом храме или представителями той или иной шайва-сампрадайи.

В большинстве храмов Индии арати совершается дважды в день после ритуала пуджи, во время, когда в храме находится наибольшее количество прихожан. В храмах Южной Индии арати по большей части сразу за ритуалом пуджи и не чем не отличаются от арати в других храмах Индии за исключением того, что они более сложны по исполнению. Арати на тамили также упоминается как Deepa Aaradhanai.

------

Арати - традиционная индийская форма богослужения, широко используемая в христианских, католических ашрамах Индии. В процессе арати Богу предлагаются благовония, цветы, огонь, вода и т.д. Это очень хороший способ выразить свою любовь и преданность Иисусу и Марии. Конференция Католических Епископов Индии разрешила применять арати в монастырской и литургической практике в Индии. В индуизме существуют определённые стандарты и правила проведения арати, имеющие отличительные черты для каждого проявления Божественного. Для христиан важно выразить свою любовь к Богу, поэтому внешний, обрядовый характер не имеет особого значения - вы можете провести обряд таким образом, который кажется вам наиболее подходящим. Мы предлагаем простой метод проведения арати.

Установите изображение, которое будет символизировать для вас Бога (это может быть икона, статуэтка Иисуса, крест и т.д.). Его можно украсить цветами, зажечь свечи (на ваше усмотрение). В индийских христианских храмах арати проводится перед Дарохранительницей со Святыми Дарами. Подготовьте все атрибуты для проведения арати заранее: колокольчик, тексты бхаджанов, свечу (лампаду), благовония, воду, цветы. Теперь можно приступить к богослужению.

Позвоните в колокольчик и совершите намаскар (поклон со сложенными ладонями) или вандану (простирание ниц, поклон). Пропойте или прочитайте приветственный бхаджан (вы можете найти их тексты на нашем сайте), а затем начните рецитировать мантру «Ом Намах Кристайя» или другой текст, который выразит вашу любовь к Богу. Также вы можете включить запись бхаджанов или духовных песен, или проводить арати в тишине. Зажгите ароматную палочку и предложите её Иисусу (Марии), плавными круговыми движениями проводя её по кругу перед изображением. Во время предложения этого и всех остальных предметов звоните в колокольчик. Затем возьмите свечу (лампаду) и проделайте то же самое. Предложив огонь, вы можете провести над ним ладонью и затем прикоснуться к своей голове, чтобы таким образом выразить своё единение с Богом. В некоторых ашрамах во время огненного арати поётся бхаджан Свету от Света («Джйотишам джотише намаха»), а также в алтарном помещении выключается свет. Совершите такие действия со всеми предметами, подготовленными для арати. Когда все предметы окажутся предложенными, вы можете обратиться к Иисусу (Марии) со своими просьбами, или прочитать какие-нибудь отрывки из Писаний и других источников вдохновения, или провести небольшую Криста-Наму - воспевание имени и славы Иисуса через пение бхаджанов и мантр. По окончании арати снова позвоните в колокольчик, совершите намаскар или вандану. Вы можете менять порядок проведения арати, главное правило - делайте всё с любовью!

Если вам не подходит описанный выше метод, то вы можете провести совсем простое медитативное арати - просто предложите Иисусу ароматную палочку, или цветок, или свечу (последнее можно сделать в Церкви) и в течение какого-то времени просто поразмышляйте об Иисусе или сосредоточьтесь на Его образе.
Обращаем Ваше внимание на тот факт, что официальная Католическая Церковь допускает использование арати публично в контексте индийской культуры. Вместе с тем, нет никаких запретов на проведение указанного обряда в индивидуальной духовной практике. Католики, ученики Беды Гриффитса (миряне, облаты а также монахи, участники монашеских организаций, занимающихся межрелигиозным диалогом) по всему миру проводят арати.


Хостинг от uCoz