Самая сокровенная тайна, дарующая вечное счастье, передаваемая непосредственно от учителя к ученику каула-дхарма — это высочайшая сущность, извлеченная из океана Вед и Агам жезлом духовного знания
Tак определяет каулачару Господь Шива в “Куларнава-тантре” (2.9-11). Через практику каулачары душа достигает своего естественного и наивысшего предназначения, оказываясь в Божественной Семье Шакти, Шивы и других освобожденных душ. Согласно “Куларнава-тантре” (2.34-35), одной из важнейших каула-Тантр, знание каула-дхармы можно раскрывать только тем, кто очистил свое сознание, обрел устойчивую веру в писания и практики каул, выполняет все необходимые предписания традиционного тантризма, служит своему учителю и Богине-Матери, предан общине (чакре) каул. Предполагается также, что садхака должен быть свободен от дуалистических воззрений, понимать в истинном свете взаимосвязь всех ачар и эзотерический смысл Кaулы и, наконец, иметь выраженную вира-бхаву или же признаки дивья-бхавы. В Тантрах особо оговаривается, что пашу (для его же собственного блага!) не может быть посвящен в чакру каул. Tантрический путь Каулы предполагает долгую опасную и многотрудную садхану, временами напоминающую трудности алхимического мага.
Тем, кто не посвящены в связь с Кaулой, практически не могут распознать истинного каулу по каким-либо критериям или стандартам. Внешне каула может следовать принципам любой из ачар и знает эзотерические тайны любой из них. Поэтому каула-гуру — идеальный учитель для садхаков всех ачар. Истинный каула совершенно свободен, осознает свою божественную Самость и фактически является богочеловеком. Он питает особую любовную привязанность к Матери Кали и Кaуле и может, если пожелает, привести в лоно тантризма любого. Даже случайное соприкосновение с такой личностью улучшает индивидуальную карму любого существа. В семьях, создаваемых каулами, нередко рождаются великие души (махатмы). Кали никогда не оставляет без ответа молитву каулы, но он не склонен у Нее что-то просить для себя, т.к. всегда удовлетворен. Поскольку каула является совершенным дживанмуктой (освобожденным при жизни), то на него, как утверждается в 24-ой главе “Вишвасара-тантры”, “не влияют ни фазы луны, ни положения планет. Для него не существует правил относительно времени или места…” Он может демонстрировать или скрывать свои сверхспособности и всегда относится к другим как к своим истинным родственникам. Каким бы внешне ни казался кому-то истинный каула, нет такой силы, которая могла бы ограничить его свободу или лишить его пребывания в Кaуле.
Для каула (дживанмукта) нет ничего невозможного ни в одном из Миров… Весь его эволюционный цикл может быть пройден весьма ускоренно. Даже в течении одной жизни! Все зависит только от милости Богини-Матери и от желания и усилий самой души. Это возможно лишь в практике каулачары, где усилия и решимость самого садхаки сочетаются с усилиями его духовных братьев и сестер и со встречной милостью Матери Кали, проявляющей Себя в Своей самой удивительной Форме — Кауле, где господствуют не ограничивающие свободу жесткие законы сансары, а законы Божественной Семьи полностью освобожденных душ. Только исключительная милость Матери, явленная через Каулу, помогает исстрадавшейся в бушующем океане сансары душе внезапно очутиться в этом удивительном Океане Каулы (Куларнаве) — абсолютной Полноте божественных качеств Истины, Знания, Блаженства, Любви и ничем не ограниченной Свободы Самовыражения.
Каула-тантриком, адептом сакральной рахасья-чакры является лишь тот, кто в состоянии практиковать полную садхану Каула марги. А в состоянии практиковать ее лишь тот, кто в достаточной для выполнения садханы степени имеет: правильное основное желание, правильную мотивацию, правильное понимание учения Экаратны, три видения и два вида художественного вкуса. Не имеющий этих качеств, не в состоянии практиковать Каула маргу, а стало быть, не может быть посвящен в рахасья-чакру, глубинную кулу и называться каула-тантриком. Этот набор качеств является необходимым именно в Кауле, в других учениях критерием пригодности к пути является наличие других качеств. Так, к примеру, в одном мистическом направлении главным качеством, необходимым для обретения высшего плода, является вера, в другом – тщательное следование религиозным предписаниям, в третьем – усердие и т.д.
Кандидатам в Каула маргу не должно делать серьезных послаблений при тестах и проверках. Конечно, трудно ожидать, чтобы у начинающего три видения и два вкуса присутствовали в развитой степени. В рахасья-кулу и приходят, чтобы развить эти способы видеть чувствовать себя и мир. Однако, как минимум кандидат должен иметь достаточно сильные аналитические, а также творческие способности. Без анализа и творчества Каула марга практиковаться не может. И уж, конечно, безусловными требованиями являются наличие правильного основного желания, правильной мотивации и правильное понимание учения Экаратны.
Правильным желанием является стремление познать Истину, понять Реальность и достичь безграничной Гармонии. Это желание просто обязано быть сильным и испепеляющим, так как это является необходимым условием для быстрого и радостного продвижения к цели, для победы над силами сансарических желаний и страстей. Правильной мотивацией будет стремление реализовать Самарасью на благо всех существ. Если человек стремится лишь к достижению сверхспособностей и сил – его желание расходится с целью Каула марги. Если же он хочет достичь божественности лишь для себя, то такой практик может легко попасть в ловушку эгоцентризма, замыкающего сознание, энергию и форму в узкий сансарический склеп. Нельзя прийти в Каулу без овладения мудростью Адвайты, которая учит, что Панчаратна, пять сокровищ: Шива, Шакти, Садгуру, Дхарма и Чакра – суть одно, что на самом деле это пять драгоценностей, пять граней единого волшебного кристалла. Без этого постижения правильные взаимоотношения между садхакой, Шивой, Шакти, учителем, учением и мистическими братьями установиться не могут. А без этого правильного взаимоотношения, успех в Каула садхане – дело немыслимое.
Иногда мастер сразу после тестов определяет способность или не способность человека следовать пути Каулы. Порой же учитель дает кандидату определенную садхану, а затем, в процессе следования мистиком садхане, делает выводы о пригодности или непригодности. Выводы и их последствия могут быть разными. Одному садхаке учитель предпишет определенные подготавливающие практики, позволяющие развить нужные качества, другой сразу будет принят прямо в Каула чакру, третьему мастер посоветует обратиться к другому каула-мастеру, четвертого оповестит о непригодности к Каула марге и, возможно даст совет, чем тому лучше заняться в этой жизни. Иногда каула-мастер берется наставлять мистика и в некаулической садхане. Так что не каждый, кто получил посвящение и садхану от каулического гуру, имеет право называть себя адептом Каула марги.
Иногда случается так, что некаулические йогины и тантрики, а также миряне группируются вокруг мастера и его каулической чакры. Такие йогины, тантрики образуют средний круг-чакру, а миряне – внешний круг. Все три круга будут объединены в одну школу, один культ Шивы и Шакти. Эта школа будет иметь определенное название, отличающее ее от других течений и направлений. Однако собственно практиками Каулы-тантры могут считаться только тантрики внутреннего круга.