ДУРГА (букв, удаленная, недосягаемая) — супруга Шивы, воплощение его энергии (шакти); одна из самых популярных богинь в индуизме, под именем Дэви особо почитается шактистами. Дурга является непременным членом женской верховной божеств, триады, вместе с Сарасвати и Лакшми, иногда выступает одной из 4 — Джьештха, Дурга, Лакшми и Сарасвати, к-рые, как считается, символизируют соответственно Разрушение/Творение, Защиту, Богатство и Знание. Множество адептов Дурга обнаруживается в Бенгалии, Ассаме, Бихаре, Ориссе, на юге Индии. Осн. природу Дурга составляют кач-ва защитницы и воительницы (в последнем она чаще всего выступает в образе и под именем Кали и Махакали). Согласно легендам, Дурга возникла из слиянного теджаса Шивы, Вишну, Агни и др. богов и от них же для борьбы с демоническими силами получила свое оружие: от Шивы — трезубец (тришула), от Вишну — диск-чакру, от Индры — ваджру и т. д. В числе пораженных ею врагов богов и человечества — демоны (асуры) Махиша, Чанда, Мунда, Сумбха, Нисумбха и др. В своем покровительственном аспекте Дурга изображается с 10 руками (защищая т. обр. десять направлений света), опирающейся ногою на грозного льва (вахана Дурга) и пронзающей копьем демона. Дурга посвящено множество храмов, где эта богиня выступает под различными именами-эпитетами: Минакши, Камакши, Джвала мукхи, Чамунда, Чанди, Бхавани, Найна-дэви и др. Магич. сила приписывается каждой букве имени Дурга: д — устраняет демонов; у — уничтожает препятствия; р — отвращает болезни; г — избавляет от грехов; а — приносит бесстрашие. Специфич. особенностью богослужения в честь Дурга являются кровавые жертвы: обычно это козел или буйвол (существует табу на подношение Дурга самок животных), хотя иногда в список возможных включаются птицы, черепахи, рыбы, олени, тигры и т. д., а также человеческие существа и даже кровь собственного тела. Гл. праздники в честь Дурга отмечаются весной и осенью; под названием Дургапуджа, Дурготсава они составляют важнейшую часть Наваратри. В праздничных ритуалах стараются умилостивить грозную богиню и заручиться ее покровительством; поклоняются также и членам ее семьи. С образом Дурга иногда увязываются и специфич. формы поклонения огню.
Культ Дурги упоминается в Махабхарате в начале Бхишмапарвы. Кришна советует Арджуне выразить уважение Дурге перед началом битвы и помолиться за успех. На первой стадии Дурга является лишь богиней-девственницей, почитаемой дикими племенами района Виндхья. Вскоре она становится женой Шивы и выступает в качестве Умы. В Маркандея-пуране и двух гимнах Хариванши она становится объектом великого культа. В начале VII века Бана написал свою Чанди-шатаку.
Культ Шакти, вне всякого сомнения, преобладал сначала среди не-арийцев и был постепенно воспринят арийцами. Поскольку Шакти считалась жестокой богиней, управляющей разрушительными силами мира, ее сделали женой Рудры. Имелись попытки сблизить ее с богинями Ригведы, Рудрани, Бхавани и др. Дэвисукта, которая толковалась как созданная в честь первичной энергии жизни, составила основу шактизма. Ее шестой стих гласит: "Я натягиваю лук для Рудры, чтобы уничтожить зло, порождающее ненавистников Брахмы. Я сражаюсь за человека. Я наполняю собой небеса и землю". Дэвисукта является энергией, извлекающей из Параматмана всю вселенную, начиная от акаши. "Я блуждаю, подобно ветру, порождающему все вещи". В Кена упанишаде мы встречаем Дэви, вразумляющую дэвов, возгордившихся своей победой над асурами и, наконец, предстающую пред Индрой в образе прекрасной женщины, Умы Хаймавати, чтобы предложить ему высшее знание. Впоследствии она становится майяшакти Брахмы. Выдвигалось философское объяснение, согласно которому высший дух не может выполнять три функции - созидания, сохранения и разрушения - без помощи его энергии. Когда Ишвара созидает, тогда им движет энергия, известная как Вак, или речь, когда он сохраняет - энергия Шри, или Лакшми, когда он разрушает - энергия Дурги. Шакти - это Ишвари, источник, опора и цель всякого существования и жизни. Несмотря на попытки ариизировать культ Шакти, обстоятельства его происхождения сказываются еще и сегодня в практике некоторых шактов.
В поэме «Дэви-махатмья» (Величание богини) - позднейшей (ок. VI-IX вв.) вставке в «Маркандейя-пуране» (III-V вв.). Дурга, Великая богиня, сочетает в себе фигуры мн. почитаемых женских образов индуистского пантеона (Дурга, Шри, Гаури и др.). Она называется первопричиной мира, победительницей демонов (особенно популярен в индуизме сюжет о Дурга, побеждающей демона Махишу), ставится выше 3 верховных богов индуизма (Брахмы, Вишну и Шивы), поскольку самостоятельно выполняет традиционно приписываемые им функции создания, поддержания и разрушения мира. Подобное восхваление богини в ее многочисленных воплощениях и признание за жен. началом миросозидающей функции присущи также шактистской версии «Бхагавата-пураны» («Дэвибхагавата-пурана»), нек-рым поздним Упанишадам и др. текстам. Подвиги Дурга в облике Дурги изысканным поэтическим слогом воспеваются в религ. лирике (напр., в «Чанди-шатаке» Баны, VII в.). Причины такой популярности культа Дурга, по мнению ряда исследователей, состоят в том, что после упадка ведийской и брахманистской идеологии все большую роль в индуизме играют религ. верования, связанные с культом плодородия и поклонением Богине-Матери, характерные для аборигенных инд. племен, сохраняющие первобытную матриархальную культуру.
На протяжении I тыс. по Р. Х. шактистские религиозно-философские идеи развивались в многочисленных текстах тантр, агам и нигам; оформилась система ритуалов (нередко включающих кровавые жертвоприношения), среди почитателей Великой богини возникли различные течения и школы. Продолжился процесс ассимиляции автохтонных культов посредством отождествления Дурга с многочисленными местными богинями. Шактистские ритуальные тексты перечисляют десятки и сотни имен-эпитетов Дурга, в теологических трактатах выстраиваются изощренные классификации и ранги ее многообразных воплощений. Средневек. идеологи шактизма распространили на образ Дурга вишнуитскую концепцию аватар: по их мнению, подобно Вишну, нисходящему в этот мир для поддержания космического порядка и проповеди дхармы, Дурга также воплощается в 10 махавидья - группе богинь, несущих людям «великое спасительное знание».
Гимн Дэви-сукта в Ригведе" (X, 125) не связан с к.-л. конкретной богиней. Одно из немногих упоминаний о Дурга в самхитах засвидетельствовано в "Атхарваведе". Дурга под именем Ума упомянута также в упанишадах. В индуистский пантеон Дурга вошла как супруга Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии. При этом всплыли архаич. элементы ее образа, свойственные доарийскому субстрату. Дурга в пуранах — Махадэви, великая богиня, как бы вобравшая в свой образ множество богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских культов. С тех пор ее значение возрастало. В благожелательном аспекте богиню называли Сати (Добродетельная), Парвати (Дочь гор), Гаури (Белая), Аннапурна (Дарительница пищи), Амма (Мать). В устрашающем облике она больше известна под именами Дурга (Неприступная), Кали (Черная), Чанди (Свирепая). С супругой Шивы стала отождествляться и тамильская богиня войны Коттравей. Богиня способна быть нежной возлюбленной, преданной женой, заботливой хозяйкой и образцовой матерью, покорной, хотя и не безоговорочно послушной воле своего супруга, но может и свирепо справлять каннибальские пиры на поле брани и плотоядно упиваться кровью жертв, т. е. способна проявлять как благостный, умиротворенный, так и гневный устрашающий лик. Во враждебном аспекте ее изображают в виде отвратительной демоницы, с оскаленными клыками, кровавым языком, свешивающимся изо рта, и в ожерелье из черепов, нередко мчащейся верхом на льве. Ее благостный аспект — красивая молодая женщина, исполненная прелести и очарования. Она сопровождает своего божеств, супруга или даже сливается с ним в едином образе Ардханари. В раннем средневековье становится популярным представление о богине как о шакти — энергии бога и подлинной основе его могущества. В шактизме богиня-мать вырастает до олицетворения всемогущего женского начала Джаганматри (Матери мира) и полностью доминирует над своим супругом: без нее он беспомощен и лишь от нее получает свою творческую энергию. Дурга имеет своих почитателей, к-рые посредством мистич. ритуалов и йогич. практики стараются постичь смысл ее божественной сущности. Как Шива почитается в форме лингама, так объектом поклонения Дурга служит ее символ — йони, к-рый устанавливается в святилищах ее культа, именуемых питхи. Наиб. популярный миф, связанный с богиней, — миф об убиении ею буйвола — демона Махшии, впервые изложен в пуранах, но восходит в своих истоках к архаич. временам. На дравидском юге до сих пор сохраняется обряд жертвоприношения буйвола в честь богини-матери. Богиню почитают в разных образах, в т. ч. в составе групп из 7 (саптаматрика), 8 и 9 матерей. До наст. вр. богиня сохраняет большой диапазон своих проявлений от активного безличного женского творч. принципа до конкретных сельских богинь — и имеет большое число приверженцев в разных социальных слоях и в разных районах Индии.
Шакти пронизывает собой всё, от галактик до песчинки, объединяет в одно целое и является основой существования чего бы то ни было. Это энергия осознания, Деви. Она разлита в теле человека - сообществе клеток, в теле Господа - сообществе душ, поскольку общность, семья, Кула, любая целостность - это "сосуд", Её место пребывания, Её дом. Божественная Шакти всегда наполнит этот "сосуд", так как он - Сам Шива, и Их Единение - это сущность жизни, бытие, Йони, Кулакайя, тело Брахмана.
Деви всегда присутствовала во всем сущем как Знание и Благодать, только в разные периоды (юги) Она проявлена по-разному, и пути Её постижения, то есть способы возвращения Божественного к Самому Себе, разные. В Кали - югу человек максимально сокрыт, отделен от Источника, его породившего, и у него недостаточно сил, чтобы вырваться за ограничивающие рамки в одиночку. Потому сейчас естественный путь возвращения в свою Духовную Семью (Шива - Шакти - Нара) проявляется через Кулу, где энергия сознания индивидуума не просто суммируется, а мгновенно выводится на качественно иной уровень - состояние причастности к Самой Силе.