Гуны материальной природы
Существуют три гуны материальной природы: гуна благости (саттва-гуна), гуна страсти (раджо-гуна) и гуна невежества (тамо-гуна). С их помощью осуществляется наше ментальное, эмоциональное и физическое восприятие вселенной. Для обусловленной души ни мысль, ни оценка, ни действие невозможны без влияния гун.
Английское слово «mode», наиболее близко по смыслу к санскритскому термину гуна (материальное качество). «Mode» происходит от латинского «modus» и занимает особое место в европейской философии. Modus означает «мера» и используется для различения двух аспектов материальной природы: того, что неизмеримо (natura naturans, созидательная природа) и того, что кажется измеримым (natura naturata, созданная природа). Созидательная природа это единая божественная субстанция, которая через гуны проявляется в созданной природе, материальном мире с его физическим и духовным многообразием. Будучи неизмеримой (лишенной материальных качеств), созидательная природа не может быть воспринята человеком. Созданная природа кажется измеримой, поэтому мы ее воспринимаем. Modus означает также «образ действий». Когда созидательная природа действует, она действует определенным образом, который доступен нашему восприятию.
В «Бхагавад-гите» (14.3—14.5) приводится сходное двойственное описание материальной природы как махат-йони, источника рождения, и как гуна-пракрити, того, что действует через посредство гун. Материальная природа как источник рождения называется также махад-брахман, великий неизмеримый Брахман. Махад-брахман — это природа как божественная созидательная субстанция, которая является материальной причиной всего.
«Материальная причина» — термин, обычный как для европейской философии (как causa materialis), так и для философии веданты ( как упадана карана). Он означает источник компонентов творения. Как пример материальной причины можно привести санскритское йони, что буквально означает «чрево», «матка». Матка женщины производит компоненты, необходимые для развития эмбриона. Сходным образом неизмеримая созидательная природа производит компоненты для образования материального мира, в котором мы живем, то есть созданной природы, кажущейся измеримой.
Приведенный пример вызывает закономерный вопрос: а как насчет отца, который должен сначала оплодотворить чрево женщины, прежде чем оно сможет выступить в роли материальной причины? «Бхагавад-гита» (14.4) устами Господа Кришны так отвечает на этот вопрос: ахам биджа прадах пита («Я — отец, дающий семя»). В философии веданты этот причинный фактор называется нимитта-матрам (отдаленная, отставленная причина). Важно отметить, что представляя творение как результат совместного действия двух причинных факторов (материального и отставленного), «Бхагавад-гита» отрицает философию Deus sive natura (тождественности Бога и природы). Вкратце, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующее заключение: хотя созидательную природу можно рассматривать как прямую причину творения, она не является самодостаточной причиной.