Кундалини - Сила, описываемая покоящейся свернутой, как змея, тремя кольцами, в полости, расположенной в основании позвоночника. О ней всегда говорят как о Богине —фундаментальной силе, или энергии, — таким образом, она женского рода. Обычно она покоится в своей обители, и ее голова закрывает узкий канал, поднимающийся вдоль позвоночника, который называется сушумна. По мере практики лайя-йоги , кундалини просыпается и начинает подниматься вверх по каналу, на который нанизаны шесть чакр. Некоторые йоги говорят, что этот процесс сопровождается ощущением тепла, поднимающегося вдоль позвоночника. Каждая чакра, оживленная ею, приходит в состояние возбуждения, что приводит к совершенствованию определенных ощущений и способностей, в соответствии с “качествами” человека, с которыми связана каждая чакра. Разумеется, очень важно не возбуждать низшие чакры до тех пор, пока человек не обретает полный, или по крайней мере, очень сильный контроль над своим телом и эмоциями. Внешние методы пробуждения кундалини описаны в некоторых книгах по хатха-йоге, однако в них не рекомендуется применять эти методики самостоятельно, но только под непосредственным руководством знающего учителя. В этих методиках допускается использование и асан, и кумбхаки и мудра. Строгие последователи раджа-йоги вообще избегают подобных методов, зная, что кундалини постепенно проснется естественным образом по мере продвижения в практике медитации, причем в большинстве случаев это происходит совершенно незаметно. Литература, в которой описывается вращение чакр под влиянием пронизывающей их кундалини, является скорее поэтической, чем описывающей реальные процессы. В сушумне, энергетическом канале позвоночника, существует еще более тонкий канал под названием ваджроли, а в нем заключен еще один тончайший, читрини, о котором говорят, что он “тонок, как паутинка”. Йог продвигает кундалини настолько высоко, настолько он способен, и как только она касается какого-либо лотоса, или чакры, ее голова, прежде обращенная вниз, поворачивается вверх. Покидая каждую чакру, или падму, на своем пути вверх, она приостанавливает функции этого центра, приводит их в латентное, спящее состояние; так продолжается до тех пор, пока она не достигает “тысячелепесткового лотоса” (Сахасрара Падма) в макушке головы, стоящего выше всех шести чакр, и там она наслаждается совершенством бытия. После этого, по мере своего отступления назад, кундалини возвращает каждой чакре свойственные той способности и силы, но уже в очищенной и усовршенствованной форме. Это может пробуждать определенную степень ясновидения и сходных способностей, однако то, что йог сможет увидеть, зависит от состояния его разума; его интерпретация и понимание увиденного будут зависеть от степени его эволюции и способности избежать “личного фактора”, собственного влияния на описание виденного.
Система, уделяющая основное внимание пробуждению и направлению латентной, спящей силы кундалини, которая обычно покоится в основании позвоночника. С ней тесно связаны религиозные трактаты “Тантры”, которые содержат мистические формулы, описывающие работу с силами божеств и богинь, власть которых, распространяющаяся на всю Вселенную, или макрокосм, имеет свои эквиваленты — соответствующие энергетические центры — и в микрокосме человеческого организма, что в особенности касается кундалини и чакр.
История традиции сиддхов насчитывает миллионы лет и начинается с рассказа о том, как в огромной пещере в Амарнате (кашмирские Гималаи) Шива посвящал свою супругу Шакти Парвати Дэви в крийя кундалини-пранаяму (искусство достижения контроля над дыханием). Позже на тибетской горе Кайлаш йог Шива дал посвящение и сиддхарам Агастьяру, Нанди Девару и Тирумулару. Впоследствии Агастьяр дал посвящение Бабаджи.
Слово «крийя» происходит от санскритского слова «кри» (действие) и «йя» (осознавание). Таким образом, крийя обозначает йогическую практику, выполняемую с полным осознаванием. Сиддхи разработали много различных крий, или приемов, из которых Бабаджи выбрал несколько для передачи искренне ищущим. Целью этих крий является пробуждение чакр, очищение нади и в конечном итоге пробуждение шакти кундалини, ведущее к реализации Я, или Бога. Эти крийи предназначены для постепенного, поэтапного, а не резкого пробуждения кундалини. В противном случае система нади окажется перегружена неосознаваемой силой кундалини, что может вызвать ощущение сильной тревоги, нарушение ориентации, а в некоторых случаях - даже полное умственное расстройство.
Крийя йога предлагает безопасный метод постепенного развития осознавания и пробуждения дремлющих потенциальных способностей.
Крийя хатха-йога
Крийя хатха-йога включает в себя практику асан, мудр и бандх. Асана - это поза, которая вызывает расслабление. Мудра - это жест, движение или поза, которые оказывают воздействие на поток пранической энергии в теле. Слово мудра также означает соответствующий психический настрой. Бандха - это психомышечный энергетический замок, способствующий перенаправлению потока пранической энергии в организме и пробуждению чакр. Асаны, мудры и бандхи были разработаны сиддхами для укрепления психофизических центров и каналов, устранения энергетических блокад, облегчения прохождения постепенно увеличивающегося потока пранической энергии, а также для очищения тела от загрязнений, излечения болезней и устранения функциональных расстройств. Они также обеспечивают устойчивую ментальную концентрацию и объединение двух главных аспектов нашей индивидуальности: утверждающего, рационального мужского аспекта и воспринимающего, интуитивного женского. Тирумулар перечисляет 108 различных асан, из которых самыми важными являются восемь: Свастикасана, Падмасана, Бхадрасана, Симхасана, Гомукхасана, Сотирасана, Вирасана и Сукхасана.
Слово «хатха» происходит от двух корневых слов: «ха» означает «солнце», а «тха» - «луна». В нашей человеческой природе это соответствует мужскому началу ян и женскому инь. В наши дни хатха-йогу связывают главным образом с физическими позами, то есть асанами. В традиционном учении сиддхов она преподавалась как дополнение к дыхательным упражнениям. Начинающие часто обнаруживают у себя недостаточную гибкость одной из сторон тела. Практика хатха-йоги помогает устранить этот дисбаланс. Недостаток гибкости связан с энергетическими блокадами в нади. После определённого периода практики пранаямы ученик начинает реально ощущать, как поток энергии проходит через систему нади.
Крийя кундалини-пранаяма
Крийя кундалини-пранаяма является самым мощным методом в крийя йоге Бабаджи. Пранаяма - это искусство контроля над дыханием. Как всякий научный метод, она включает в себя эксперименты, Цель которых - подтверждение либо опровержение той или иной гипотезы, и сравнение полученных результатов с результатами других исследователей. Сиддхи призывали своих учеников подходить к практике йоги с научных позиций. Техники, или крийи, являются гипотезами, а сознание ученика - лабораторией. Очень важную роль играет обсуждение, сопоставление результатов и обмен мнениями с другими учениками и с учителями. Сами техники никогда не описывались в книгах, а передавались устно от учителя к ученику. До середины прошлого века они хранились в тайне, и обучали им только тех немногих избранных учеников, которые готовы были посвятить всю свою жизнь овладению этой практикой. Бабаджи и 18 сиддхов санкционировали её более широкое распространение при условии, что будут соблюдаться определённые принципы.
Практика крийя кундалини-пранаямы оказывает непосредственное воздействие на физиологические процессы, влияющие в свою очередь на наши ментальные состояния. Во время медитации ум часто отвлекается на случайные мысли, ощущения скуки и физического дискомфорта. Часто это вызвано не проблемами самого ума, а действием физиологических факторов, таких как расстройство желудка, нарушение циркуляции крови, мышечные спазмы, недостаток энергии, а также гормональный дисбаланс. Есть традиции, в которых ученик должен непосредственно контролировать реакции своего ума на эти отвлекающие факторы, направляя против них всю свою волю что чревато возникновением чувств неудовлетворённости, вины и ментального раздвоения. В отличие от них, крийя кундалини-пранаяма воздействует на сами физиологические процессы. Ощутив физический дискомфорт, практикующий может изменить положение тела. Если отвлекается ум, надо просто продолжать практику. Постепенно ученик обретает способность использовать энергию ума. Ум - это энергия, в которой различные страсти и отвлекающие факторы создают волнения. Практикуя крийя кундалини-пранаяму в расслабленном состоянии, человек развивает внутреннее осознавание и способность к концентрации естественным путём, без напряжения. Особенно это подходит для тех, чей ум тамасичен, то есть подвержен инерции и бездеятельности, или раджасичен, то есть высоко активен и рассеян, либо мечется между этими двумя состояниями. Когда ум становится саттвичным, то есть спокойным и уравновешенным, тогда легко практиковать техники, включающие в себя концентрацию и медитацию.