Сахасрара чакра расположена согласно одним источникам в вершине свода черепа и соответствует гипофизу и гипоталамусу в головном мозге; однако традиционные источники гласят, что Сахасрара чакра уже не принадлежит ни физическому, ни даже "тонкому" телам, но находится "над" ними, символизируя трансцендентальный план бытия. Она также называется брахмарандхра или нирваначакра. Сахасрара представляется тысяче-лепестковым лотосом, обращенным вниз, лепестки которого несут изображения всех возможных комбинаций Санскритского алфавита. В центре Сахасрары полная луна, заключающая в себе треугольник: здесь достигается окончательный союз Шивы и Шакти, конечная цель тантрической медитации, и здесь Кундалини заканчивает свой подъем.
Сахасрара чакра — это центр высшего совершенства в человеке. В некоторых сохранившихся писаниях она располагается как бы над головой. Сахасрара сияет всеми цветами радуги, однако основной цвет - фиолетовый. Внутренний цветок Сахасрара чакры сострит из 988 лепестков. В его середине находится другой цветок с 12 лепестками, сияющий, белым с золотым, светом.
Также как в дневном свете содержатся все цвета спектра, так и в наивысшей чакре объединяются энергии всех нижних центров. Сахасрара чакра — это источник и исходная точка манифестации всех остальных энергий чакр. С помощью Сахасрара чакры мы связаны с лишенным качеств и форм Божественным Бытием, которое содержит в себе, в непроявленном виде, все формы и качества.
Сахасрара чакра - место, в котором мы чувствуем себя дома. Отсюда начинается наш жизненный путь, и сюда мы возвращаемся в конце развития. Здесь мы живем и испытываем себя в Боге, становимся единством с Божественным началом, из которого вышли. Наши личные энергетические поля здесь соединены с универсальным энергетическим полем. То, что ранее мы понимали интеллектуально, а потом интуитивно, теперь становится совершенным пониманием. Познание, которого мы достигаем с помощью Сахасрара чакры, выходит далеко за области знания, полученного благодаря третьему глазу, так как здесь мы уже не отделены от объекта восприятия. Мы переживаем разнообразные формы выражения Творения, к которым также относится наше тело, как игру Божественного Сознания, с которой мы стали единым. Путь к развитию Сахасрара чакры обозначен фиолетовым пламенем. Фиолетовый цвет — это цвет медитации и преданности. В то время, как на пробуждение нижних шести энергетических центров мы можем повлиять сами, в случае Сахасрара чакры мы можем лишь открыться, становясь "сосудом".
С развитием Сахасрара чакры, растворяются последние ограничивающиеся блокады в остальных чакрах и их энергии начинают вибрировать на наивысших доступных им частотах. Каждая чакра становится зеркалом Божественного бытия, на своем собственном уровне выражая наивысший доступный ей потенциал. В тот момент, когда Сахасрара чакра идеально пробуждена, исчерпывается ее задача принятия космических энергий. Теперь Сахасрара чакра сама излучает энергию вовне, причем бокал ее цветка направляется наружу, создавая над головой корону чистого света.
Гармоничное состояние
В Сахасрара чакре нет энергетических блокад, она может быть лишь меньше или больше развита. В то время, когда Сахасрара чакра открывается, все чаще вы будете переживать минуты, в которых разделение между вашим внутренним и внешним бытием будет, разрушено. Ваше сознание станет естественным тихим и глубоким. И в этой тишине вы ощутите свое настоящее существо, как вездесущее чистое сознание, в котором существуют все вещи. Вместе с продолжающимся развитием Сахасрара чакры, эти переживания будут появляться все чаще и испытываться до момента, пока не станут перманентной реальностью. Если ваше существо зрелое, вы можете достичь конечного просветления, практически сейчас же, и тогда уже не будет возможности регресса в вашем развитии. Вас охватит чувство, как если бы вы пробудились от долгого сна и лишь теперь начали жить в реальности. На этом пути вы стали "пустым сосудом", который теперь наполнило до самых краев Божественное бытие. Вы знаете, что это ваша настоящая сущность и единственная постоянная реальность. Ваше индивидуальное "я" превратилось в "я" универсальное. В вашем действии вы приводите в реальность намерение Создателя, и свет, который вы излучаете, открывает сердца всех существ, чувствительных к Божественному присутствию.
Если вы желаете теперь знать что-либо, вам необходимо лишь сконцентрироваться на этом, потому что все существует лишь в вас - в Божественном Бытии, с которым вы стали единым. Таким образом, Творение является игрой, исполняющейся в неограниченности вашего собственного сознания. Вы распознаете даже, что плотная материя это ничто иное, как мысленная форма Божественного Сознания, и в связи с этим не существует в чистом смысле. Все, что до этого вы принимали за реальность, стало только иллюзией. Вы переживаете величайшую пустоту, однако эта пустота идентична величайшей полноте, так как это жизнь в своей чистой эссенции. Эта Божественная энергия жизни и есть истинное счастье. В годы, когда в связи с циклами жизни проявляется особенная открытость энергиям Сахасрара чакры, вы обретаете шанс достижения, в рамках своего развития, глубины познания и полноты, которые до этих пор казались вам невозможными.
Медитация и чувства преданности Богу могут дать вам большие нежели попытки в иные периоды заглянуть в ваше Божественное происхождение и вызвать переживание единства. Вы должны использовать этот шанс и отправиться внутрь себя. Интересным, в связи с этим, мы считаем тот факт, что темя грудного ребенка открыто еще в течение 9-24 первых месяцев его жизни. Дети живут в начальный период своей жизни на Земле, в сознании нераздельного единства.
Последствия чрезмерно закрытой Сахасрара чакры
Как мы видели, открытие и гармонизация описанных до этого времени чакр, может дать полноту знания, опыта и способностей. Однако не открыв Сахасрара чакру, вы будете все еще чувствовать себя отделенными от полноты бытия и не полностью свободными от страха. Этот страх поддерживает оставшиеся блокады в чакрах, в силу чего они не могут развить богатства своих возможностей. Отдельные энергии не вибрируют в полной гармонии с намерением Создателя, что приводит к отсутствию гармонии между ними. Если в годы развития теменной чакры вы не открываетесь духовному знанию, то в это время могут проявиться чувства неуверенности и бесцельности. Вы должны принять их как указание обратиться внутрь себя. Возможно, у вас появится определенное сомнение в смысле вашей прежней жизни. Страх смерти ясно возникнет в вашем сознании. Возможно вы попытаетесь подавить эти чувства бегством в активную деятельность или принимая на себя новые ответственные дела, доказывая этим свою важность. Часто случается, что люди в этой стадии притягивают к себе болезни, которые заставляют их быть спокойными. Если вы недооцените эту информацию, то вероятно остановитесь в своей жизни на внешних формах и ограничениях собственного "я".
Общение с природой
Безграничная даль, близость неба и отдаленность от событий вашей личной жизни, которые вы сможете пережить на одинокой вершине высокой горы, лучше всего годятся для того, чтобы способствовать открытию Сахасрара чакры.
Звукотерапия
Музыкальная форма: Музыка для Сахасрара чакры - тишина. В тишине тела наше существо в высшей степени восприимчиво и готово принять Божественный звук, звучащий во всем Творении и представляющий силу любви и гармонии во всех проявленных формах. Любая музыка, ведущая и подготавливающая вас к тишине, соответствует теменной чакре.
Гласная буква: Сахасрара чакру открывает звук "м", считающийся в Индии гласной. Он произносится на ноте Си. Этот звук как бы вездесущ, без границ и без структуры. Он представляет нераздельное единство, чистое, несформированное и неограниченное сознание, в котором скрыты все формы.
Мантра: ОМ
Цветотерапия
Фиолетовый и белый цвета открывают и расширяют Сахасрара чакру. Фиолетовый цвет трансформирует сознание и душу, открывая их духовным измерениям, ликвидирует ограничения и может привести вас к переживанию космического единства.
Белый цвет содержит в себе спектр всех цветов. Он интегрирует различные уровни жизни, объединяя их в высшее единство и открывает душу Божественному свету, познанию и исцелению.
Лотос: Цветок лотоса на Востоке является символом красоты и совершенства духа. Укорененный в ил, он поднимается со своим цветком высоко над ним. Подобно этому живет в мире совершенный человек. Его настоящее существо не прикасается к миру, оставаясь однако единенным с Богом. Лотос излучает свет и гармонию, увеличивая любовь, радость и познание мира. Все эти послания несет в себе запах лотоса. Он приводит чувствительную и подготовленную душу на путь ее единения с Богом.
Учение о шести адхарах ([опорах]) и семи чакрах столь необычайно важно в Йоге потому, что все Йоговские технические приемы и в особенности их тантрические варианты в качестве своей конечной цели преследуют "открытие" Кундалини, властвующей энергии, и ее провод через чакры . Однако согласно некоторым более поздним Тамильским источникам, даже без пробуждения Кундали, прана движется сквозь чакры в форме "дыханий" и пробуждает [обитающих там] богов. Сначала,между 6 и 6.40 утра шестьюстами дыханиями пробуждается Ганапати и "его голод утоляется"; затем, между 6.41 и 13.20 шестью тысячами дыханий "удовлетворяется" бог Брахма-Праджапати в следующей чакре ; в третьей (пупочной) чакре Махавишну "насыщается" нашими 6000 дыханиями между 13.20 и 20.00 часами; Рудра в "лотосе сердца" питается 6000 дыханий между 20.01 и 2.40 часами; в горловой области Махешвара "питается" нашими 1000 дыханиями между 2.41 и 3.46 часами. Затем, в области бровей следующими 1000 дыханиями мы удовлетворячем Ишвару или Парамшиву (между 3.47 и 4.53 часами), и в сахасрара чакре между 4.54 и 6.00 часами еще следующими 1000 дыханий удовлетворяется Параматма. Таким образом, тело каждого человека есть пантеон, и в каждой его области есть свое божество. Даже больше того: тело трансформируется в микрокосмос; практикующий отождествляет себя с Космосом, переоткрывая в своем собственном теле рождение и разрушение Вселенной. Главной целью Йоги является, как уже указывалось пробуждение Кундали и ее подъем через чакры в Тысячелепестковый Лотос".
Кундалини, или Кундали, есть величайшая Вселенская сила, абсолютная любовь ко всем чакрам , потенциально заложенная в каждой из них. Она движется по каналу сушумна силой внутреннего разума ( манаса ), управляющего праной ; ее пробуждают асаны (позы), контроль за дыханием и концентрация на центрах. Она есть "богиня" Шакти, Ишвари, Арундахати отождествляемая также с мантрой ом (o ) и обладающая всеми принадлежностями всех богов и богинь. Однако обычно в каждом из нас она обитает или "спит", свернувшись, как змея, кольцами в основании позвоночника.
Пробуждение Кундалини, которое должно практиковаться только после длительной подготовки и под квалифицированным надзором, возбуждает внутренний жар, а ее продвижение через чакры проявляется в нижней части тела ее инертностью и холодностью, как у трупа, в то время как та часть тела, через которую проходит Кундалини, горит жаром. Такое пробуждение Кундалини только начало; далее йог старается удерживать силу в срединном канале ( сушумне ) и заставить ее достичь высшей чакры . Когда это случается, йог достигает того, что называется лайяйога самадхи , растворенности в блаженном сосоянии (вид нирвикальпа самадхи ), часто сопровождаемой приобретением сверхъестественных сил (сиддхи). Однако, как указывают тантрические тексты, такого рода усилия редко завершаются успехом.Для ускорения подъема Кундали некоторые тантрические школы комбинируют телесные позы и [контролируемое] дыхание с сексуальными практиками, подчеркивая главную идею одновременной задержки движе ния дыхания,мышления и спермы. В связи с этим возникает необходимость остановиться на тантрическом эротицизме, по крайней мере постольку поскольку это поможет понять писания Тамильских Сиддхов.
Сиддх Тирумулар в своем Тирумандираме (стих 813) так описывает главные черты такого тантрического сексуального соединения:
"Возраст, достигаемый женщиной, должен быть по меньшей мере двадцать лет, а мужчиной по меньшей мере тридцать. Женщина с густыми волосами и прекрасный мужчина, обретая сексуальное слияние, испытывают высшее наслаждение. После того, как мужчина достигает соединения с женщиной, читта ( "ум, сознание, интеллект" ) расцветает, растекается и растворяется в блаженстве.Но семя не струится и не иссушает его".
Сексуальность рассматривается как ритуальное действие; это фактически есть ключ к пониманию всей тантрической и Сиддхической сексуальности и даже кажущейся непристойности языка писаний Сиддхов. Иными словами,сексуальная сторона жизни санкционируется и объединяется с ритуалом и традицией (мифом), и, наоборот, часто ритуальные и мифически окрашенные элементы традиции интерпретируются в терминах сексуальности.Эта концепция в действительности является всеииндийской и очень древней. Так, к примеру, очень древний текст X,3,24 Айтарейя Брахмана гласит: "Если, по ходу повторения [Священного Писания], священнослужитель отделяет первые две четверти стиха друг от друга, а две другие соединяет вместе, то это делается потому, что женщина разводит свои бедра, а мужчина сжимает их при спаривании; таким образом священнослужитель представляет совокупление, и жертва принесет многочисленное потомство".
В текстах Тамильских Сиддхов местами встречаются сексуальные образы и символизм. Вообще, сферы секса и религии были тесно связаны повидимому с доисторических времен почти во всякой культуре, и особенно в Индийской, в которой известны бесчисленные ритуалы, затрагивающие сексуальность. Говоря конкретнее, тантрическое мышление и некоторые тексты Тамильских Сиддхов рассматривают всякую обнаженную женщину как воплощение пракрити , или "природы", и, следовательно, она должна рассматриваться с тем же благоговением и почтением, какое вызывают мысли о тайнах природы и ее созидательных силах. Уместно даже говорить о"ритуальной наготе". Далее,эта женщина-природа должна трансформироваться в воплощение Шакти: женщина стновится Божеством, а йог воплощает Шиву, и их ритуальное совокупление превращается в соединение божественной пары. Половой акт становится не действием непосвященных нечестивцев, оскверняющих божественность природы, но ритуалом, ибо партнеры уже более не человеческие существа, а боги, и их сексуальное слияние становится соединением противоположностей. Задержка истечения семени, как и остановка дыхательных движений и прекращение движения мыслей, представляют собой тройственную формулу выражающую один из величайших парадоксов, имеющих своим назначением преодоление нашей "историчности", а именно уничтожение времени. Ибо половой акт, если он действительно представляет собой истинно тантрический акт, никогда не должен заканчиваться эмиссией спермы, и Санскритские тексты не устают повторять вновь и вновь: bodhicittam notsrjet , т.е."семя не должно извергаться". Иначе йог подпадает под действие законов времени и смерти. Сиддх Тирумулар в Тирумантираме 814.1 пишет так: "Серебро никогда не должно течь путем золота", подразумевая под "серебром" семенную жидкость, а под "золотом" мочу. Те же, кто позволяют семени истекать через "трубку" ( kulal =пенис), называются "лжесеребряных дел мастерами" (лжейогами).
Почему, однако, соитие вообще возводится в ранг ритуала? Одной из причин несомненно является то, что чувственное наслаждение, вызывающее максимальное напряжение, прекращает нормальную работу сознания и вводит в состояние самараса, или нирваническое состояние, достигаемое остановкой дыхания, мышления и течения семени. Другая причина отождествление половых партнеров с Шивой и Шакти и то, что эзотерический смысл их сексуального акта сводится к соединению противоположностей. Современный Сиддх дает следующее краткое указание, как останавливать извержение семени: когда оно уже готово произойти, нужно обхватить пенис средними пальцами левой руки у корня перед анальным отверстием и, сильно нажимая, медленно выдохнуть через нос, в то же время делая сжатия анального отверстия методом ашвинимудры или мулабандхи, втягивая анус внутрь и вверх. (Анальное втягивание делается следующим образом: анальные сфинктеры сильно сжимаются, одновременно втягивается живот, подбородок прижимается к груди, и диафрагма вталкивается вверх к груди ).