Дакшиначара. (Благоприятный путь), обычно называемый тантрой правой руки. На первый план выходит почитание Шакти, сознательной и активной силы, женской ипостаси Шивы. Шакти почитается в духе объединения карма, бхакти- и джняна-йоги. Кроме того, дакшиначара включает в себя элементы тантры левой руки: поклонение в ночное время, использование в ритуалах вина и мяса, и т.д. Она также называется “тропой единства” или “тропой возвращения к истоку” – нивриттимарга. На четвертой ступени - дакшиначара - садхака (практикующий) способен медитировать на три аспекта энергии Абсолюта (шакти Брахмана): крийя (энергию действия), иччха (энергию воли) и джняна (энергию знания). Поклоняясь Шакти и сочетая веру, преданность, устремленность и знания, садхака приобретает подходящее состояние сознания для почитания Всевышнего в Его трех аспектах - то есть как Брахму, Вишну и Махэшвару (Шиву).
Согласно Пранатошини, дакшиначара так названа потому, что ее практиковал мудрец Дакшинамурти. Другим расшифрованием названия этой ступени является то, что некоторые практикующие поклоняются в этой ачаре Богине, энергии Всевышнего в форме Дакшина-Калики (одной из известных форм Кали). На этой ступени садхака является шакта (поклонником Шакти) и поклоняется адья-шакти (изначальной энергии) как Дакшина-Калике.
Так или иначе, дакшиначара является переходной ступенью на тантрическом пути. Она завершает собой поклонение, осуществляемое в пашу-бхаве , ибо все первые четыре ступени практикуются в пашу-бхаве, и подготавливают человека к другому виду поклонения - вира-бхаве. Поэтому, так как сознание садхака (практикующего) уже подготовлено предыдущими ступенями, и он уже близок к вступлению в "героическую практику" (вира-садхана), дакшиначара включает в себя элементы близкие к вира-ритуалам.
Именно на этой, четвертой ступени, завершается процесс правритти, или развертывающего потока, который образован майей (внешней энергией). Это поток множественности и ограниченности; находясь в нем, сознание живого существа отклонено от своего истинного состояния - изначального единства, что и является причиной постоянных страданий. Посредством правильно выполняемой практики, на ступени дакшиначары этот поток прекращает свое преобладающее воздействие на сознание садхака, и, начиная со следующей ачары, человек вступает на путь осуществления обратного потока (нивритти), приводящего в конечном счете к абсолютному единству.
Вишвасара-Тантра также утверждает, что дакшиначара является подготовкой к вира и дивья-бхаве. Медитация на Парамeшвари (Высшую Владычицу - Высшую Силу) после принятия виджайа и мантра-джапы (повторение мантры на четках) совершается ночью.
В дакшиначаре (т.е. обычном шактизме, или “тантре правой руки”) на первый план выходит почитание Шакти, Женского Начала. Когда душа, имея опыт пребывания в более низших ачарах, достигает осознания внутреннего единства всех форм Бога, постигает внутреннюю взаимосвязь трех гун и начинает понимать одновременную трансцендентность и имманентность Бога и то, что именно Божественная Шакти является Той активной Силой, Которая как уводит душу от Бога, так и возвращает ее к Нему, она склоняется к дакшиначаре, вступая на “тропу единства”. Теперь душе предстоит постичь загадочную природу Шакти, поскольку для постижения Истины вовсе недостаточно относиться к Шакти как к “инертной внешней энергии” Бога (так воспринимает Ее душа на стадиях ведачары и вайшнавачары), впадая в примитивный дуализм, или, напротив, впадать в другую крайность — безусловный монизм ведантистов-майявади и буддистов, считающих Шакти вовсе “иллюзорной”. Понимание того, что Шакти — сознательная и активная Сила, способная как спасти, так и погубить любую душу, что от Нее в определенном смысле зависим даже Сам Бог-Отец, что именно Она и есть “то Знание, Которое спасает”(са видйа йа вимуктайе), побуждает достигшую духовной зрелости душу всецело предаться Божественной Матери, не отвергая при этом стремления постичь и природу Отца. На стадии дакшиначары Сатья Санатана Дхарма приобретает выраженную шактистскую форму. Покровителями данной ачары являются Господь Шива (в аспекте Махешвары) и Богиня-Мать (как Махамайя), почитаемая обычно в формах Дакшинакали или Дурги.
В земных условиях дакшиначара проявилась в форме шактистского направления в индуизме (известного как “тантра правой руки”), где Мать почитается согласно ортодоксальной брахманской традиции на основе предписаний Вед, Смрити, Пуран и тех Агам (Тантр), которые не противоречат привычным установлениям брахманского индуизма. Вне индуизма во многом сходными с шактизмом были древние культы Богини-Матери в других странах, но практически все они не сохранились как живая традиция.
Согласно одним Тантрам, дакшиначара предназначена для пашу, согласно другим — для вира. В этом нет противоречия. Дакшиначара объединяет садхаков как пашу-бхавы, так и вира-бхавы, поскольку является переходной ступенью от шайвачары (в которой уже проявляют себя признаки вира-бхавы) к более эзотерической вамачаре. Кроме того, дакшиначара может включать в себя некоторые элементы практики, общие с “тантрой левой руки” : поклонение Богине в ночное время, использование в ритуалах вина и мяса, практику жертвоприношения животных, почитание девственниц (кумари) и женского лона (йони) и т.п. Как правило, посвященные в практику вамачары вира-садхаки в обычное время совершают еще и совместное с садхаками-пашу поклонение Богине согласно методам дакшиначары. И наконец, поскольку тантрическое почитание Шакти бывает как “правым”, так и “левым”, то дакшиначара приемлема как для пашу, так и для вира.
В дакшиначаре Шакти почитается в духе синтеза методов карма-, бхакти- и джняна-йоги. Шактизм является продолжением шиваизма, поэтому шайвачара и дакшиначара тесно взаимосвязаны (а в традиции рахасья-каула-сампрадайи, которой следуем мы, посвящение — в форме линга-саятта-дикши — в практики шайвачары и дакшиначары происходит одновременно, т.е. такое посвящение является сразу и шиваитским, и шактистским). Хотя садхака дакшиначары формально является шактистом, фактически он превосходит узкосектантские разногласия, свойственные приверженцам более низких ачар. Для него Шакти — это внутренняя Сила всех форм Бога, Единая Жизнь всех божеств. Поэтому он не рассматривает божеств как отличных от Нее, а Саму Шакти — просто как зависимую от Бога-Отца энергию. Бог осознается при этом как двуипостасная Реальность — одновременно трансцендентный и пассивно-созерцательный Бог-Отец и имманентная, активная Богиня-Мать, Двое-в-Одном. Такое понимание природы Бога выше дуалистического или монистического. Космос и его обитатели воспринимаются при этом не как “иллюзорные”, а как включенные в Бога Его неотъемлемые части. Это мировосприятие может быть определено как интегральный монистический теизм (панентеизм — “все в Боге и Бог во всем”), или как инклюзивный монистический теизм, представляющий собой высший синтез дуализма, монизма и прочих “-измов”. Поскольку среди всех индуистских учений шактизм (тантризм) является самым эзотерическим и высшим синтезом всех возможных форм духовности, то именно шактизму суждено будет примирить также и все существующие в мире религии и воссоединить их в Единой Религии.
Осознав, что Шакти — это Единая Жизнь всего сущего, связывающая все формы Бога, мир и души в единое полное Целое, душа начинает понимать исключительно важную роль Бога именно как Шакти. Поэтому не удивительно, что “дакшиначарская”, шактистская форма Естественной Религии носит название “тропы единства”, или “долины единства”. Вступив на “тропу единства”, душа перестает воспринимать Шакти как “завесу иллюзии”, скрывающую лик Истины. Понимая, что только Мать может помочь достичь совершенного единства с Отцом и с другими душами, оказавшаяся на стадии дакшиначары душа рано или поздно испытывает желание тотально сдаться на милость Шакти и позволить всем силам, что только уводят от Бога, постепенно исчерпаться. Так процесс правритти (удаления от Источника бытия) теряет свою притягательную силу для души. Душа все более и более склоняется к пути нивритти (возвращения к Богу). Без спасительной милости Шакти невозможен процесс окончательного и необратимого возвращения к Источнику всего сущего.
С помощью Шакти процесс нивритти может быть осуществлен совершенно легко и естественно. На пути правритти Она действует как Махамайя, способствующая удалению душ от Бога и погружению их в нескончаемый круговорот перерождений и страданий — сансару. Махамайя — это аспект Шакти, управляющий процессом правритти, т.е. всей жизнью сансары. На пути нивритти Шакти действует как Махавидья, спасительное Знание и одновременно активная Сила, побуждающая душу к полному и окончательному Освобождению. Махамайя и Махавидья внутренне совершенно едины, но если Махавидью можно назвать Телом Шакти, то Махамайя будет являться деятельностью этого Тела, направленной вовне. Понять функции Обеих помогает аналогия с танцором и танцем. Во время танца танцор неотделим от своего танца, но когда ему надоест танцевать, от танца попросту ничего не остается, потому что отдельно от танцора и его действий танец не существует сам по себе. Также и Богиня-Мать в ходе Своих божественных игр (лил) “танцует” (проявляет творческую активность), являясь Махамайей, порождающей непостоянный мир сансары. Когда же Она “перестает танцевать”, то вместе с этим исчезает и Ее “танец” (проявленный мир со всеми его обитателями). Поэтому не Махамайя “губит” заблудшие души, а они сами, очарованные Ее “танцем”, “заигрываются” и забывают свою истинную природу. С прекращением “танца” прекращают свое существование и индивидуальные души с непросветленным сознанием. Те, что отождествили себя с Махамайей, обрекают себя на вовлечение в поток правритти, закабаляющий их в сансаре. Никакой даже самый изощренный интеллектуал не в силах понять до конца, как именно действует Махамайя. “Воистину Она, Махамайя, околдовывает даже умы мудрецов и вводит их в заблуждение”, — говорится в “Деви-махатмье” (1.55-56). Истинная природа Шакти как Махавидьи скрыта за калейдоскопом деятельности Махамайи. Постигшие эту природу Шакти и сознательно предавшиеся Ей души с Ее помощью легко достигают единства с Нею, а через Нее — и с Отцом.
Не понимая этой двоякой природы Шакти, душа, вовлеченная в вихрь потока удаления (правритти), склонна смотреть на свою собственную Мать как на врага, как на “ведьму-майю” и пытается противостоять Ей. Но разве может кто-нибудь пересилить Саму Божественную Силу? Даже если кому-то кажется, что он своим личным усилием достиг желанного просветления или спасения, то это “спасение” — лишь угасание огня души в каком-нибудь уютном уголке той же сансары. Все та же майя, только более тонкая! “Спасение” для тех, кто следовал ведачаре, вайшнавачаре и низшим ступеням шайвачары, представляет собой попадание в рай. Короче, в один из тонкоматериальных или духовных миров той же самой сансары. Но ни в одном из райских миров душа не может пребывать вечно, т.к. сами эти миры непостоянны. Для майявади и буддистов “освобождение” или “просветление” (нирвана)— это утрата своей индивидуальности в безличном Абсолюте или же угасание в пустоте. Во всех этих случаях нет полного Освобождения (маханирваны). Душа лишь достигает одного из состояний в пределах Самой Махамайи: либо попадает в рай, либо вовсе совершает духовное самоубийство. Для тантриста попадания в рай или растворения в безликой пустоте недостаточно. Тантрист понимает, что есть нечто большее, чем это. Для него и райские миры, и пустота (шунья) — всего лишь части безграничной в Своих проявлениях Шакти. Поэтому тантрист не стремится овладевать частями. Он жаждет Целого — Самой Шакти. В “Деви Упанишад” о Ней, превосходящей Собою все, говорится:
ДЖНАНАНАМ ЧИНМАЙАТИТА ШУНЙАНАМ ШУНЙА-САКШИНИ |
ЙАСЙАХ ПАРАТАРАМ НАСТИ САИША ДУРГА ПРАКИРТТИТА ||
ТАМ ДУРГАМ ДУРГАМАМ ДЕВИМ ДУРАЧАРА-ВИГХАТИНИМ |
НАМАМИ БХАВАБХИТО’ХАМ САНСАРАРНАВА-ТАРИНИМ ||
(“Превосходящая Собою все виды знания и любой опыт сознания, Свидетельница Пустоты пустот, Она прославляется как Дурга и выше Нее ничего не существует. Той Неодолимой Богине Дурге, Уничтожительнице порочного пути, Избавительнице от океана сансары, — поклоняюсь я, охваченный страхом иллюзорного существования.”)