Слово "пуджа" происходит от "puj" - поклоняться, почтение, приветствие. Основа слова пуджа - яджа, означает обслуживание или почитание, т.е. те действия которые доставляют удовольствие Богу. Существует и другое объяснение происхождения слова пуджа - от дравидского пучей т.е. цветочное действие или поклонение с предложением цветов.
В любом случае, пуджа на сегодняшний день, не полностью, но по большей части заменила ведический обряд ягьи. Каждый индивидуум, каждое направление индуизма и т.д. имеют свои собственные способы и верования относительно пуджи. Но если брать общую, индуистскую систему ритуала пуджи, то это определенная система, как правило имеет несколько видов и зависит от количества тех предметов - упачара, которые используются в пудже.
Количество придметов (упачар) может варьироваться. Тогда пуджа имеет соответствующее название:
- от 1-5 упачар - панчопачарапуджа (пуджа из пяти упачар)
- от 8-10 - дашопачарапуджа (пуджа на 10 упачар)
- от 13-16 - шодапачарапуджа (пуджа на 16 упачар)
и т.д., существуют пуджи на 24, 32, 64 и 108 упачар.
Пуджи быват разные и вариантов пуджи предостаточное количество.
Самая распостраненная пуджа - это пуджа из 16 упачар - шодашапачарапуджа, ее вид таков (краткое описание):
1. аваханам - призывание Божества
Мы призываем Божество проявить себя через образ - мурти (идол), изображение, янтру и др. Мы просим, в своих молитвах и призываниях, чтобы Божество проявило себя через эти предметы и через оживленные образы приняло наше поклонение.
2. асанам - предложение места
Мы просим занять Божество место на нашем алтаре (это может быть украшенный трон и т.д.). Мы просим Того, чей трон весь мир, расположиться на нашем алтаре, в нашем доме и т.д.
3. падьям - предложение воды для омовения стоп
Мы омываем стопы Господа, тем самым, мы поклоняемся Его Лотосным Стопам.
Это так же символизирует - наше преклонение и почетание.
4. аргхйам - предложение воды для омовения рук
Так как мы, воспринимаем Господа в форме человека, то мы омываем Его ладони перед предложением наших подношений.
5. ачаманийам - предложение воды
Когда мы совершаем ачаману или очищение посредством приема воды с мантрами, мы очищаем наше внутреннее. Когда гость приходит в дом, то ему всегда предлагают стакан чистой и освежающей воды и воду для умывания, чтобы освежиться.
6. снанам - омовение водой, медом и молоком
Это омовение и предложение воды Ганги, меда, молока, ароматизированой воды и т.д.
7. вастрам -украшение тела
Мы наряжаем Бхагавана в красивые одежды и украшения. Как красивая одежда радует ребенка на празднике, так и наше предложение одежды, несет нашу любовь и радость Божеству.
8. яджнопавитам - предложение яджнопавиты("священной нити")
Мы предлагаем нашему Господу сакральную нить-яджнопавиту.
9. гандхам- сандаловая паста или душистое вещество в смеси с сандаловой пастой
Мы умащиваем Божество сандалом, ставим Ему тилак и умащиваем Его ароматическими маслами. Это радость и любовь нашего сердца. Мы предлагаем Божеству тилак из кум-кума, символ нашей любви и преданности.
10.пушпам - цветок или цветы
Мы предлагаем Господу цветы, осыпая Его нашими чувствами любви и преданности. Мы просим удалить Его нашу похоть, гнев, зависть, ложное эго(аханкара) и т.д. Мы предлагаем лотос нашего сердца(хридайам пушпам) Его Лотосным Стопам, воспевая Его Благое Имя.
11.дхупам- благовония
Мы предлагаем Божеству все наши чувства(органы чувств). Это также и гандха или аромат.
12.дипам- предложение огня
Огонь это символ теджаса или элемент огня. Предлагая светильник (дипа) Господу, мы видим, что Он, украшенный прекрасной одеждой и украшениями, сияет как множество солнц. Он Та - Извечная Лучезарная Истина. Предлагая пламя светильника, мы молим осветить Его наше существо, мы молим Его вести нас от тьмы к свету (тамасома джйотиргамайа.....).
13.найведйа - предложение пищи
Предлагая пищу Господу, мы предлагаем Ему вкус (раса) наших чувств.
Как Мать Йашода кормит Кришну, вкладывая в каждый кусочек Свою любовь и заботу, так и мы отдаем все наше сердце Бхагавану.
14.тамбулам - смесь из листьев и плода бетеля и других добавок
Мы предлагаем Божество орех бетеля и масалу, это символ нашей дакшины и благодарности.
15.нираджанам - предложение камфорного светильника (дипам, где горючее это камфра) - арати
Предлагая камфорный светильник, блеск и свет отражающиеся от мурти, символизируют Свет Мудрости, который рассеивает тьму невежества.
Когда тьма рассеяна, мы способны видеть, когда рассеивается тьма нашего невежества. мы способны лицезреть Господа во всем Его величии.
16.атма прадакшина намаскарам - обход и поклоны Божеству.
Это выражение почтения и предания Господу. Когда мы постигаем, что душа нашей души это Господь, то мы предаемся Ему в нашем сердце. Мы просим Господа простить наши ошибки во время пуджи, мы предлагаем ему цветы с мантрами и наши поклоны. Мы молим о снисхождении Его милости и благодати на нас.
Всему этому предшествует очищение пространства, очищения себя самого (физическое, тонкое, ментальное), очищение предлагаемых предметов и т.д., т.е. санкальпа, вигхна-ниварана, бхута-апасарана, диг-бандхана, бхута-шуддхи, пранаяма, очищение места, сидения, тела и др.
--------
Так же достаточно часто можно встретить описание самой простой и доступной пуджи - это пуджа из пяти упачар-панчопачарапуджа.
1. джалам - вода (символизирует элемент воды- джал)
2. пушпам - цветы (символизирует элемент эфира - акаша)
3. дхупам - благовония(символизирует элемент воздуха-вайу)
4. дипам-огонь(символизирует элемент огня-агни)
5. найведьям- подношение еды(символизирует элемент земли-притхви)
Совершаемая внешняя пуджа является символом наших пяти чувств(зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) и тантматр (пять восприятий: запаха, цвета, осязания, вкуса и звука), таким образом вовлекает наши пять органов чувств (глаза,уши,нос,кожа и язык) в процесс поклонения. Совершая манаса (ум)-пуджу (пуджа совершаемая умом, в нашем сердце. Без этой пуджи все наши действия будут походить на поклонение железякам и камням) эти пять подношений символизирует пять элеменов (огонь, вода, воздух, земля и эфир), таким образом происходит предложение всех пяти элементов вселенной. Вследствии чего, происходит переживание общения с Божеством, со временем происходит самораскрытие сварупы садхака и непосредственный контакт с Божеством.