Ма́йя (санскр. माया, māyā, букв. «не это») — в индуизме и буддизме — философская категория, постулирующая, что мир вещей, феноменов и людей есть лишь морок, иллюзия.
Майя является иллюзией не оттого, что она лишена бытия, а оттого что она — преходяща.
Человек из-за своего неведения (авидья) строит в уме ложное представление о существующем мире, такое представление о мире является майей. Человек часто пытается такое представление о мире натянуть на реальный мир, предаётся иллюзиям, майе.
Для индуизма (как и буддизма) характерно сравнение майи с постоянно меняющимися очертаниями облаков, пузырями на воде и т. п.
Майя — созданная творцом иллюзия, череда перемен, цепь страданий, и цель адепта путем отречения от соблазнов, постижения высшего начала преодолеть цепи майи, выйти из бесконечного круговорота самсары.
Многие философские школы индуизма относят к псевдореальности (майе) также не только окружающий, тварный мир, но и всех богов индуистского пантеона. Истинной же реальностью является Единое (санскр. एकम् सत्, ekam sat, букв. «единственное бытие») или Брахман.
Согласно философии вирашиваизма Шакти Господа проявляется в двух формах: махамайа (великая шакти, или шакти таттва) или урдхвамайа (высшая шакти, или шуддха - чистая) и адхомайа (ашуддха - нечистая). Низший уровень проявления - материальная вселенная. Именно махамайа разворачивается в феноменальной вселенной. В ней не существует каких-либо ограничений сознания объектами, так как она всеохватывающая. Адхомайа скрывает истинную природу индивидуальности и ограничивает пять энергий (земля, вода, огонь, воздух, эфир) Господа при творении материального мира, который состоит из 30 элементов или таттв. Следует отметить, что в философии шайва весь мир состоит из 36 таттв или элементов. Термин мaйя, используемый здесь, не следует путать с Mithya (иллюзией), как ее определяют адвайтисты. Maйa может быть описана как посредник, при помощи которого Господь сотворил мир и многочисленные души. Шива, оставаясь неизменным, проявляется в двух формах: Линга (чистое сознание) и анга (индивидуальная душа или джива). Как Господь Шива, трансцендентный чему-либо во вселенной, становится Брахмой (творцом материального мира) и дживой (душой с обусловленным сознанием), так и Его Шакти, называемая также Махешвари, двойственна. Одна ее часть связана с Лингой, а другая - с ангой. Согласно философии вирашайва адхо шакти переходит в урдхва благодаря бхакти, так как движется к своему изначальному состоянию. В творении эти энергии инертны и приводятся в движение дживой, которая возвращает низшую энергию в изначальное состояние благодаря практике шатстхалы.
Шакти (в значении адхошакти) - это правритти, удаление от истока, разделение, движение к периферии, в процессе чего и появляется видимый мир. Бхакти (урдхва шакти) - нивритти, возвращение всех сил к своему истоку, восстановление целостности и неразрывности восприятия (в начале - восстановление связи с Целым, а затем - становление тем, что мы есть). При помощи энергии, называемой бхакти (преданность) (в кашмирском шиваизме эта энергия называется шудха-майя, в вирашиваизме - урдхва, высшая), Шива создал всю вселенную, и та же сила, действующая в индивидуальности, приводит к освобождению души. В реальности нет разницы между шакти и бхакти. Под реальностью понимается изначальное состояние, и собственно Шива и джива - одно. Однако в проявленном состоянии разница ощущается, так как шакти - весь внешний мир, а бхакти для нас - это возврат всех энергий к изначальному творцу, некий процесс, растянутый во времени и связанный с отношениями части и целого. Однако это разделение существует только на уровне нижних 30 таттв, выше их просто нет, как нет и времени, отношения части и целого. НО Бхакти в этом контексте - онтологическая категория, которая понимается как изначальный субстрат связывающий все элементы творения воедино - это Шивататтва. Две высшие таттвы не отличны друг от друга (Парашива, Парашакти). Бхакти как чувство - психологическая реакция на уровне чувств, но в реальности - это и Шива и Шакти одновременно.
Постепенное развертывание Шакти. Образование космического тела Шивы, первоэлементов, индивидуальных тел и всего сущего
Согласно одному из основных текстов традиции, «Сиддха-сиддханта-паддхати», развертывание (проявление) Шакти начинается с концепции единого Абсолюта, Шивы. В этот момент Шакти нисколько неотличима от Него, имеет характер Чистой Воли и носит название Ниджа-Шакти. Высший Дух представляет собой единое безымянное (анама) самосияющее (сва-пракаша, сваям-джьоти) чистое Бытие (Сат-Матра). В этом состоянии нет ничего, что может отличить Бытие от Небытия, поэтому нет ничего удивительного в том, что Целостная Реальность часто описывается как Шунья (пустота). Это состояние бытия вне времени представляет трансцендентную природу Абсолютного Духа и соответствует Маха-Пралайе.
Вслед за тем возникает очень тонкий импульс или стремление Чистой Воли Шивы активизировать Себя, проявить динамический характер. На этой стадии Шакти называется Пара-Шакти (Высшая Сила) и существует уже не «как Шива», а «в Шиве». То есть Шива начинает осознавать Себя как Обладателя этой бесконечной Шакти и переживает Ее как собственную динамическую природу.
На третьей стадии в Творящей Воле возникает внутреннее движение или вибрация (Спандана). Теперь Силу характеризует внутренняя деятельность, но не действительные изменения, и ее называют Апара-Шакти (Низшая Сила). Она полна воодушевления, стремясь раскрыть бесконечное богатство своей природы в разнообразных формах и пространственно-временных отношениях.
На четвертой стадии в этой неуловимо действующей Воле развивается сознание эго, или «Я» (Ахам). Данное самосознание Шакти называют Сукшма-Шакти (Тонкая Сила). До сих пор Шива был чистым Сверхличным Духом, но когда в Шакти развивается сознание эго, тогда Шива осознает Себя как Единую Всеобъемлющую Личность, обладающей бесконечной силой для того, чтобы проявиться в разнообразных формах существования.
На пятой стадии внутри самосознания духовной Личности Шивы Его Шакти распространяет Себя как отдельная Психическая Сила, характеризуемая процессами знания, чувства и желания. На данном этапе ее называют Кундалини-Шакти, и теперь она переполнена творческим побуждением к рождению мира множественности. Вселенная, представляющая собой космическое тело Шивы (Пара-Пинда), идеально присутствует в Кундалини-Шакти.
Так великими Махайогами древности описаны процессы, приводящие к появлению космического тела Шивы. Следует отметить, что эти стадии не заключаются во временную последовательность, они постоянны и существуют вне времени.
Далее Кундалини-Шакти последовательно преобразуется в безграничное пространственно-временное космическое тело Шивы путем постепенного саморазворачивания, саморазделения и самовосполнения. Данный процесс оказывается постепенным нисхождением Божественного Сверхсознания в царство относительности, времени и пространства. Из Кундалини-Шакти развивается Маха-Акаша (Великий Эфир), из Маха-Акаши развивается Маха-Вайю (Великий Воздух), а далее Маха-Теджас (Великий Огонь), Маха-Шалила (Великая Вода), Маха-Притхви (Великая Земля). Так Кундалини-Шакти порождает пять дополнительных Маха-Бхут, или Великих Элементов материального мира.
Каждый элемент имеет свои особые качества или свойства (пять основных), и вследствие всевозможных комбинаций элементов и их качеств мы можем наблюдать бесчисленные виды ограниченных изменчивых индивидуальных тел, развивающихся из космического тела Шивы и внутри него. Эти тела называют Вьясти-Пинда, они находятся на различных стадиях развития. Все они появляются и исчезают, живут и умирают, движутся и отдыхают, существуют и переходят в космическое тело, созданное Шакти. Во всех существах присутствуют проявления Шивы и его Шакти, их называют индивидуальными душами (джива-атма) – это сознательные самопроявления Шивы в индивидуальных психофизических телах, где они служат духовными центрами жизни, разума и силы.
Майя Шакти
Ма является источником всех знаний, источником как иллюзий, так и освобождения от иллюзий. Она - основа и опора этой Вселенной и всех других возможных вселенных. Она носит имя Адья, поскольку Адья означает "то, что является первым и поэтому вечным, то, что не имеет ни начала, ни конца, то, что существует всегда". Только так она может составлять основу всего Космоса. Если бы она была подвержена созданию и уничтожению, разве была бы Она основой? Нет, Она вне пределов чего бы то ни было, и вместе с тем Она - источник всего.
Хотя Она не имеет ни начала, ни конца, Она может существовать как в проявленном, так и в непроявленном состоянии. Будучи проявленной, Она действует как источник Вселенной. Это Ее кинетическое состояние. Когда же Вселенная растворяется, Она становится непроявленной. Это Ее потенциальное состояние. Энергия остается энергией и в кинетическом и в потенциальном состоянии; меняется лишь ее форма.
И помните, если вы прилагаете достаточно усилий, вы можете в конце концов чему-то научиться, но вы никогда не сможете обнаружить источник происхождения Вселенской Матери, Адьи. Вам даже не нужно пытаться искать его, ибо постичь его невозможно. Он непостижим. Но когда вы сами становитесь Матерью, тогда исчезают все вопросы о различии между познающим и познаваемым. Как может быть какое-либо знание о Ма, если вы стали Ею?
Ма, Шакти, Майя - эти три слова являются Ее описанием. Но каждое из них подчеркивает различное качество. Майя - это Ее иллюзорный аспект, Ее способность связывать с ограниченными формами. Шакти - Ее аспект силы и энергии. А как же насчет Ма? Ма указывает на Ее материнский аспект, материнское качество Бога.
Все испытывают страх по отношению к Майе, поскольку Ее роль состоит в том, чтобы заманивать, завлекать людей в ловушку, не давать им уйти от бесконечной цепи рождений и смерти. Если бы люди были уверены, что смогут противостоять Ее соблазнам, разве они боялись бы Ее? Но неужели Она испытывает ненависть или зависть или другие эгоистические эмоции по отношению к существам, которых порабощает? Разве Она способна на это? Она просто делает свое дело.
Все эти так называемые свами, утверждающие, что Майя - это зло, абсолютно не правы. Как Она может быть злом? Она - Мать всех миров. Я бы даже не мог назвать этих шарлатанов свами, ибо "свами" означает "владелец" или "хозяин". Настоящий свами - хозяин самого себя, а если ты хозяин самого себя, как может Майя оказать на тебя какое-либо воздействие? У тебя не может быть причин бояться или ненавидеть Ее. Эти обманщики создают такую путаницу в этом вопросе, что ее становится тяжело распутать и дать Действительное объяснение реальности.
Вы должны попытаться понять, что Майя может существовать только в том случае, если есть дуальность. Вселенная состоит из пар основополагающих принципов: мужское и женское, позитивное и негативное, активное и пассивное. Согласно нашей философии, есть только одна Душа, неделимая и пребывающая в состоянии сат-чит-ананды (бытия-сознания-блаженства). Но эта Душа не может получать удовольствие при отсутствии наблюдателя, кого-либо, кто мог бы воспринимать Реальность. Наблюдающие же не могут существовать, если вся Вселенная находится в состоянии не-дуальности, поскольку в этом случае все едино, и никакого разделения на наблюдающего и наблюдаемое быть не может. С целью удовлетворения потребности в наличии наблюдающего Шакти совершает проецирование самой себя. Эта Шакти есть Адья, недифференцированная форма, тотальность всех вселенных. Она безгранична и абсолютна, как и Вселенская Душа и Атман, и единственное различие между ними состоит в том, что Она ощущает себя отдельной от Него, мужского принципа, неизменного Атмана, и это дает Ей толчок к попытке найти Его и воссоединиться с Ним.
Сама Адья не осознает то, как происходит Ее проецирование. Весь этот процесс является спонтанным, в его основе лежит радость, безграничная радость существования сат-чит-ананды. Этот процесс проецирования неизвестен большинству людей, поэтому он и именуется Майей.
Затем начинается индивидуализация самой Адьи, в Ее пределах развиваются обособленные эго, становящиеся индивидуумами. На каком-то этапе эти множественные формы начинают стремиться к тому, чтобы обнаружить Конечное, и Вселенская Душа получает наблюдателей, которых Она так жаждала. Каждый индивидуум начинает этот поиск неуверенно, нерешительно, но рано или поздно достигает воссоединения с Непроявленным. В отдельности друг от друга Душа и Адья не имеют силы, вместе же они являются творцами прекраснейшей игры. Когда игра завершена, проекция втягивается обратно в "проецирующего" до следующего цикла сотворения. Разве это не чудо?
Люди по-прежнему спрашивают меня: "Зачем Майя завлекает нас, если Она является неотъемлемой частью материнского аспекта Бога?" Понять это не так-то сложно. Каждый мужчина и каждая женщина представляют собой часть космических Женского и Мужского Принципов. В каждом человеческом существе, в самых глубинах его сущности сокрыта память о неописуемом блаженстве Единства, о радости, которая была первопричиной всего процесса проецирования. Однако этот изначально чистый импульс радости должен пройти через каузальное, тонкое и физическое тела, которые, подобно оболочкам, обволакивают пребывающую в них Душу. При прохождении импульса к обыденному сознанию он слегка преломляется и искажается из-за нашей ограниченности. На каждом из этапов прохождения чистота импульса немного снижается, и к тому времени, когда импульс достигает сознания, он становится в той или иной степени нечистым, в зависимости от особенностей каждого индивидуума. Это и есть истинная Майя: первоначально чистый импульс, пройдя в наши ограниченные сознательные умы, побуждает нас совершать определенные кармы, которые еще больше закрепляют нашу связанность Самсарой.
Каждая индивидуальная личность, будучи переполненной радостью, создает множество мыслеволн, которые проецируются для осуществления. Этот процесс подобен космическому проецированию, но в силу отсутствия чистоты он весьма ограничен. Мыслеволны проецируются из каузального тела и являются результатом прошлых карм, поэтому они несовершенны. Большинство людей забывают, что эти мысли являются лишь временным проявлением, и пытаются цепляться за них или, напротив, избегают их, если они доставляют неудобство. Но если вы обладаете определенными знаниями относительно них, вы можете выбрать способ их уничтожения. Мой наставник учил меня, что полное удовлетворение желания является единственным путем, ведущим к освобождению от Майи. Лишь с устранением всех несовершенных проекций вы можете обрести видение реального.
Майя очень устрашающа, это верно. Вселять страх - Ее истинная функция. Майя всегда пугает вас или пытается сделать это, но Она никогда не нанесет вам удар, если вы попытаетесь приблизиться к Ней. Люди боятся, что если они отбросят то, чем занимаются в жизни, им придет конец: "Если я потеряю все свои деньги, что со мной будет?" Но каждому из нас рано или поздно придет конец. Если вы скажете Майе: "Я пришел в этот мир нагим, и нагим его и покину. Пожалуйста, делай все, что Тебе угодно, мне все равно", - тогда вы добьетесь успеха в садхане. Духовный подвижник должен быть бесстрашным, ибо тогда ему не грозит никакая опасность: она возникает только от его страха. Особенно это относится к агхори. Духи, обитающие на кладбище, будут пытаться вселить в вас ужас, и, поверьте мне, они знают, как это делать. Если же вы будете начеку, они ничего не смогут сделать вам. Однако достаточно одного небольшого сомнения, - и вы можете совершить ошибку в своей садхане. Даже малейшая оплошность может означать мучительную смерть и вечное членство в братстве духов.
Майя представляет собой внешнее одеяние Вселенной. Когда женщина хорошо одета, с хорошим макияжем и дорогими украшениями, она может выглядеть красивой, но как только вы оголите ее, вы сможете сосчитать все ее дефекты, шрамы, пятна, чрезмерный волосяной покров и т.п. Когда вы видите Майю, вы должны смотреть вглубь, чтобы обнаружить ее истинную природу.
Зеленый плод манго выглядит очень аппетитным, но на вкус он кислый. Однако, имея некоторое понимание, вы осознаете, что незрелость манго - это лишь определенная стадия в его развитии. И когда вы видите золотистый плод, вы знаете, что он должен быть сладким. Вы должны понимать непостоянство состояния незрелости и не ждать, что оно будет вечным.
Обсуждаемая нами проекция обладает динамичностью и поэтому именуется Шакти. Шакти - это энергия. Она возникает спонтанно, а затем уже контролируется. Шакти всегда должна быть контролируемой, иначе она бесполезна или даже опасна, подобно неконтролируемому электричеству. Шакти имеет ценность только в том случае, если она поставлена в определенные условия, и в этом заключается роль Шивы, мужского аспекта Вселенской Души. Он всегда изображается с тремя глазами, и до тех пор, пока Его третий глаз закрыт, Майя может существовать, ибо тогда Шива имеет только два глаза, символизирующих дуальность. А Майя представляет собой сущность дуальности. Когда же третий глаз Шивы (глаз джнаны - трансцендентной мудрости) открывается, он видит лишь единство. Этот третий глаз не способен к какой-либо дифференциации, и поэтому Космос, который может существовать только через дуальность, должен раствориться. Пока третий глаз Шивы остается открытым, ничто, кроме недифференцированного состояния, существовать не может. Когда же он снова закрывается, Шива оказывается подверженным дуальности, и происходит новое возникновение Космоса.
Поэтому Смашан Тара имеет три глаза. Она представляет собой как проявление дуальности, так и обладателя джнаны, так что любовь к Ней никогда не принесет вам горя. И поэтому Она носит имя Тара: Она заставляет вас пересечь океан дуальности и достичь Единства. Тара никогда не обманет ваших ожиданий - никогда! Но если вы любите Майю, чистую дуальность, вы окажетесь в ловушке проявленного мира и будете пребывать в ней на протяжении миллионов будущих жизней. У вас есть выбор: любить Майю или любить Ма, поверхностное или глубинное. Вы не можете любить и то и другое одновременно. Ма никогда не бывает жестокой, Она всегда дает вам то, чего вы желаете. Если вы желаете Майю, внешнюю оболочку Ма, вы ее получите. И Ма позаботится о том, чтобы вы обладали ею до полного насыщения.
Ма дает вам то, чего вы хотите. И Она дает это непосредственно из своей собственной сущности, ибо Она - Мать. Мать вскармливает свое дитя своей собственной сущностью в форме молока. Если вы просите Ма об удовлетворении своих мирских желаний, именно это вы и получите. Она будет удерживать вас в мире и поить молоком Майи столько времени, сколько вы будете проситься остаться здесь.
Если вы всю свою жизнь ежедневно мечтаете о сексе, то, скорее всего, вы будете жаждать секса и в момент смерти, поэтому Ма скажет: "Хорошо, дитя мое, если ты хочешь секса, бери столько, сколько можешь". И Она поможет вам наслаждаться сексом сколько душе угодно, обеспечив вам рождение в теле голубя, или петуха, или воробья. И когда вы получите желаемое в достаточном количестве, когда вы будете удовлетворены полностью, когда вы закричите: "Хватит! Пожалуйста, прекрати!", - тогда Ма заставит вас перейти к новым вещам.
Ma желает, чтобы вы получили свои уроки. Поэтому мясоед получает рождение в теле либо хищника, либо его жертвы, либо их обоих по очереди. Люди льют горькие слезы на похоронах себе подобных, но абсолютно не задумываются о страданиях животных, которых они убивают. Они никогда не останавливаются перед тем, чтобы убить и съесть. Только подумайте, вначале они убивают курицу. Чаще всего они перерезают ей горло, и она истекает кровью до тех пор, пока не умрет, а это мучительная смерть. Затем они ее ощипывают, чистят, готовят на огне и съедают. Если мясо окажется жестким, они еще и проклянут бедную курицу за то, что она недостаточно вкусна для их языка. Из скольких человеческих существ получилось бы нежное, постное и вкусное мясо, если бы их убили, приготовили, приправили и подали к столу?
Мясоеды забывают о том, что матери животных тоже любят своих детей. Задумывались ли они когда-нибудь о той агонии, через которую проходит курица, когда у нее на глазах убивают ее цыплят? Или взять корову, воплощение материнства: размышляют ли они о том, какие страдания она испытывает, видя убийство своего любимого детеныша, которого она взрастила в своем теле и вскормила своим молоком и которого она любит больше собственной жизни? Задумываются ли эти так называемые люди о той ужасной боли, которую они причиняют корове-матери? Смогли бы они вынести убийство собственных детей, совершенное у них на глазах?
Как Ма может учить таких ослов? Их нельзя назвать людьми, обладающими достаточно тонким интеллектом для того, чтобы поставить себя на место других живых существ и пережить их радости и печали. У Ма нет другого выбора, кроме как заставить их страдать так же, как они сами заставили страдать других, и она позволит животным, которым они доставляли мучения, теперь мучить их самих. В конце концов справедливость должна восторжествовать. Если я перережу вам горло в этом рождении, вы имеет полное право перерезать горло мне в одной из своих последующих жизней. Опыт - лучший учитель, и дурак не научится ни на чем другом.
В действительности Ма вовсе не завлекает нас, мы сами завлекаем самих себя. Мы смотрим на Ма и видим то, что хотим видеть.
Все эти божества являются нашими собственными проекциями, наше существование также есть не что иное, как наша проекция. Если мы спроецируем на Ма желание плоти, Она предоставит нам ее, - то ли для еды, то ли для совокупления. Поэтому я и говорю, что для большинства сегодняшних так называемых людей все культурное утонченное развитие состоит в поедании мяса и помещении плоти в плоть. Я верю в выход за рамки кожи, за рамки плоти, костей, костного мозга и всего остального в достижение сущности.
Если вы хотите продвигаться по духовному пути, вам следует забыть все, кроме лица Матери. Чтобы убедиться в том, что у вас не осталось больше никаких желаний, Она предложит вам весь Космос. Но когда вы достигнете стадии, на которой сможете отвергнуть все соблазны, когда вы достигнете успеха и Она примет вас как своего собственного ребенка, тогда вам больше никогда ни о чем не нужно будет беспокоиться. Однажды, явившись ко мне, Ма сказала: "Я сделаю тебя правителем мира!" Я засмеялся и ответил: "Ма, благодаря Твоей милости я знаю кое-что о своих предыдущих жизнях и знаю, что уже обрел большую часть того, что может предложить мир. Я не хочу больше заниматься этим. Все, что я хочу, - это Ты". Она улыбнулась и приняла меня.