Бенгальская ветвь Мадхвы известна как Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадая. В XVIII в. эта школа представила индийским философам комментарий к «Веданта-сутре», написанный Баладевой Видьябхушаной, который выдвинул сиддханту. Она называется ачинтья-бхедабхеда-таттва, что означает «непостижимое одновременное единство-различие». В последние годы эта сиддханта стала известна людям всего мира благодаря популярности работ А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.
Философия ачинья-бхедабхеды в основном придерживается той же точки зрения на отношения Бога к душе, души к материи, материи к материи, материи к Богу и души к душе, что и Мадхва. Но ачинтья-бхедабхеда-таттва развивает доктрину шакти-паринама-вады (преобразование шакти Господа), по которой первопричина этого пятичленного различия лежит в играх Господа со своей шакти или энергией. Поскольку души и материя являются эманацией Господа, они составляют с Ним и Его энергией одно целое и одновременно отличны от него и друг от друга. Единство и различие в этих отношениях называются ачинтья или непостижимыми, потому что как пишет Шрила Прабхупада в своем толковании «Бхагавад-гиты» (18.78): «Ничто неотлично от Высшего, но Высшее всегда отлично от всего». Как трансцендентный источник и повелитель Своих энергий Господь всегда непостижим.
Мадхвачарья получил духовное посвящение в Бадарикашраме от Вьясадева, Вьясадев был учеником Нарады Госвами. Знаменитый Нарада Госвами – сын и ученик Господа Брахмы, получившего духовное посвящение от Господа Кришны. Таким образом, эта сампрадая берет начало от Кришны, но после ухода Мадхвачарьи знание о Кришне было скрыто и ярко заблистало вновь только благодаря Шриле Мадхавендре Пури. Путь любовного служения миру Божественного стал доступен именно благодаря ему. Он подобен ростку любви к Господу, из которого выросло могучее дерево Шри Чайтаньи Махапрабху. Махапрабху – это Сам Господь. Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами и другие сподвижники Шримана Махапрабху появились в возвышенной Рупануга-сампрадае. Она идет от Шри Кришны к Шриле Мадхавендре Пури, а от Шрилы Мадхавендры Пури к Шриле Шридхару Махараджу, чьим преемником стал в настоящее время Шрила Говинда Махарадж.
Поскольку могущество мантр проявляется, когда ученик слышит их из уст духовного учителя, принадлежащего к парампаре, гаятри-мантры называют еще гуру-датта-мантра (гуру-датта — «те, что были даны духовным учителем»). Во время второй инициации, проведенной по системе панчаратрики, духовный учитель передает ученику мантры, одобренные писаниями-панчаратриками и полученные им самим в соответствующей духовной линии. В писаниях особо подчеркивается, что мантры, не передававшиеся по цепи духовных учителей, не принесут желаемого результата:
сампрадайа-вихйна йе мантрас те нишпхала матах
«Мантра и духовное посвящение бесполезны, если не получены от истинного духовного учителя, принадлежащего к одной из сампрадай»18.
Слово ниш-пхала буквально значит «не принесут плода». В связи с этим Шрила Прабхупада пишет:
«Здесь перечислены условия, необходимые для того, чтобы слушать трансцендентное послание Абсолютной Истины. Первое условие состоит в том, что слушатели должны быть очень искренними и гореть желанием слушать. Рассказчик же должен принадлежать к цепи ученической преемственности, идущей от признанного ачаръи. Трансцендентное послание Абсолюта не поймут те, кто поглощен материальной деятельностью. Под руководством истинного духовного учителя человек постепенно очищается. Таким образом, необходимо принадлежать к цепи ученической преемственности и научиться духовному искусству смиренного слушания»19.
Как действует механизм ученической преемственности? В молитвах, которые полубоги вознесли Шри Кришне, пребывающему в утробе Деваки, содержится чудесное высказывание по этому поводу:
свайам самуттйрйа суЬустарам Ьйуман бхаварнавам бхймам адабхра-саухрдах бхават-падамбхоруха-навам атра те ниЬхайа йатах сад-ануграхо бхаван
«О Господь, подобный сияющему солнцу, Ты всегда готов осуществить желание Своего преданного, и потому Тебя называют древом желания (ванчха-калпатару). Когда ачарьщ укрывшиеся под сенью Твоих лотосных стоп, пересекают океан неведения, они оставляют жителям Земли способ, с помощью которого они пересекли этот океан, и, поскольку Ты очень милостив к другим Своим преданным, Ты позволяешь им воспользоваться тем же способом и достичь той же цели».
В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет:
«В этом стихе раскрывается, каким образом милосердные ачарьи и милосердный Верховный Господь вместе помогают серьезному преданному, который хочет вернуться домой, к Богу!.. Обязанность гуру — учитывая время, обстоятельства и индивидуальность конкретного человека, найти способ занять его преданным служением. [.,.] Кришна примет преданного, который строго следует регулирующим принципам и методу, предписанному в книгах и других произведениях авторитетных наставников. Ачарья дает нам метод, с помощью которого можно пересечь океан неведения, взойдя на корабль лотосных стоп Господа, и те, кто строго следует его указаниям, в конце концов по милости Господа достигнут цели. Этот метод называется ачарйа-сампрадайа»20.
Еще раз перечитаем удивительные слова Шрилы Прабхупады: «Ачарья дает нам метод, с помощью которого можно пересечь океан неведения, взойдя на корабль лотосных стоп Господа, и те, кто строго следует его указаниям, в конце концов по милости Господа достигнут цели». На что должен медитировать садхака согласно своей духовной традиции? В чем особый смысл гаятри-мантр и на что направлено их повторение? Мы должны признать, что в ответах на эти вопросы роль сампрадаи уникальна.
список основных садху-вайшнавских святых Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадаи:
Вишнусвами
Мадхвачарья
Нимбарка
Рамануджачарья
Гададхара Пандит
Шри Рупа
Сварупа Дамодара
Гопал Бхатта Госвами
Рагхунатх Дас Госвами
Гаури Дас Пандит
Баладева Видьябхушана
Мадхавендра Пури
Абхирама Тхакур
Нарахари Саркар Тхакур
Нароттам Даса Тхакур
Джаганнатх Дас Бабаджи
Бхактивинод Тхакур
Гауракишора Дас Бабаджи
Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур
Б. Р. Шридхар Махарадж
Б. В. Свами Прабхупада
Б. С. Говинда Махарадж
Наиболее важные храмы Вриндавана для гаудия-вайшнавов (в скобках-основатели):
1)Храм Радхараман (Гопал Бхакта Госвами)
2)Храм Радха Дамодар (Джива Госвами)
3)Кришна Баларам мандир (А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада)
4)Храм Говиндаджи (Рупа Госвами)
5)Храм Радха Гопинатха (Рагхунатх Дас Госвами)
6)Храм Мадана Мохана (Санатана Госвами)
7)Храм Гокула Нанды (Локханатх Госвами)
7)Храм Радха Шьямасундары (Шьямананда Прабху)