(31 августа 1896 года – 14 ноября 1977 года)
Свами Прабхупада появился на свет первого сентября 1896 года на окраине Калькутты. В то время Калькутта была столицей Британской Индии, которая была частью Британской Империи. Родители назвали его Абхай Чаран, что означает «тот, кто чье сердце бесстрашно и тот, кто предан Кришне».
Родился Чаран на следующий день после индийского праздника Джанмаштами, который в 1896 году пришелся на 31 августа. Шри Кришна Джанмаштами – день явления на землю Кришны. Этот праздник широко отмечается в Индии и является всенародным, его отмечают даже представители других религий. В этот день люди посещают храмы Господа Кришны, постятся до полуночи и поют мантру «Харе Кришна».
Абха́й Чаранарави́нда Бхактиведа́нта Сва́ми Прабхупа́да (санскр. अभयचरणारविन्द भक्तिवेदान्त स्वामीप्रभुपाद, abhaya-caraṇāravinda bhakti-vedānta svāmī prabhupāda, бенг. অভয়চরনাবিন্দ ভক্তিবেদান্ত স্বামীপ্রভুপাদ, также известен как Шри́ла Прабхупа́да; 1 сентября 1896, Калькутта — 14 ноября 1977, Вриндавана) — индуистский вайшнавский религиозный деятель; автор, переводчик и комментатор священных писаний индуизма; ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны.
Бхактиведанта Свами Прабхупада, урожденный Абхай Чаран Де, родился в Калькутте, там же получил образование в престижном Шотландском церковном колледже. В 1918 году он женился, а в 1922 году впервые встретился с известным вайшнавским религиозным деятелем Бхактисиддхантой Сарасвати, который попросил его проповедовать гаудия-вайшнавизм на английском языке. В 1933 году Абхай принял от Бхактисиддханты Сарасвати духовное посвящение и имя Абхай Чаранаравинда. У Абхая родилось несколько детей и для поддержания семьи он занимался фармацевтическим бизнесом. В 1950 году он удалился от семейных дел, а в 1959 году принял от Бхактипрагьяны Кешавы Госвами обет отречения от мира, санньясу, получив имя Бхактиведанта Свами. После этого он поселился в священном городе индуизма Вриндаване и начал переводить с санскрита на английский язык вайшнавские писания.
Уже в преклонные годы, в 1965 году, исполняя волю своего духовного учителя, Бхактиведанта Свами отправился на грузовом корабле в США, где в 1966 году основал вайшнавскую религиозную организацию «Международное общество сознания Кришны» (ИСККОН). Согласно К. Клостермайеру Бхактиведанта Свами «явил себя как одна из основных фигур западной контркультуры, дав духовное посвящение тысячам молодых американцев». Американские ученики дали Бхактиведанте Свами почтительный титул Шрила Прабхупада — именем, под которым он более всего известен на сегодняшний день.
Шрилу Прабхупаду считают в Индии святым, его именем названы улицы в Калькутте, Мумбаи, в священных городах индуизма Маяпуре и Вриндаване, а также различные заведения: школы, больницы, приюты, благотворительные фонды. Многие индийцы, в том числе такие видные государственные деятели, как Атал Бихари Ваджпаи и Шанкар Даял Шарма, рассматривают Шрилу Прабхупаду как духовного посла своей страны, который сделал доступным для всего мира якобы "древнее послание Вед." (на самом деле Пуран). Однако глубокому исследователю сложно понять, почему ISCKON так усиленно пытается постулировать себя как «древнюю Ведическую традицию» имея непосредственно к Ведической традиции очень мало отношения. Если мы рассматриваем традицию ISCKON’а в частности и Гаудиа Вайшнавизма в целом, то есть все основания утверждать, что ведического в ней – совсем чуть. В связи с этим непонятно звучит утверждение от представителей ИСККОН’а о «древней Ведической традиции». Не верите? Давайте разберёмся!
1. На какие писания опирается ИСККОН? На Ведические? Вы уверены?
А) Бхагават Гита (Махабхарата, Бхишмапарва)
Б) Шримат Бхагавата Пурана
В) Чаитанья Чаритамрита
Г) Брахма Самхита (очень косвенно)
Е) Нарада Панчаратра (в ритуалах)
Так, простите, а где тут Веды и Ведическая литература? Или Пураны уже стали Ведами?
Вот тут я хочу пояснить – я вовсе не принижаю место и важность Пуран. А важность Бхагават Гиты вообще оценке не подлежит, она бесценна. Но при чём тут Веды? Есть Ведические писания, а есть Пуранические. Пункты A и Б подпадают под определение пуранических писаний. Уж извините, но так оно и есть. Считать же лилы и жизнеописание Господа Чайтаньи Ведической литературой вообще смешно. Что опять же, в свою очередь, не умаляет значение этого писания, по крайней мере для Гаудиа Вайшнавов.
Шрила Прабхупада подвергается критике со стороны неоведантических релятивистских философов, в основным из-за его бескомпромиссных и нелестных замечаний в отношении философских систем, не принадлежащих к вайшнавизму, в особенности адвайта-веданты (майявады). Подобное отношение может рассматриваться в перспективе присущего неоведантистам неприятия основных истин бхакти, «преданного служения Богу», и конфликта неортодоксальных воззрений майявади с ортодоксальной "ведантической" системой, представленной Шрилой Прабхупадой. При всём моём уважении к Бхактиведанте Свамиджи как к садху, его мнение не является для меня авторитетным. Бхактиведанта Свамиджи не был непредвзятым учёным, и в подобных вопросах опирался исключительно на догмат своей школы. Т.е. говорил то, что подходило исключительно идеологически под постулаты Гаудиа Сарасвати Сиддханты. Свамиджи всерьёз утверждал, что, например, солнце находится к земле ближе, чем луна, и что, вообще в нашей вселенной только одно солнце, а звёзды являются лишь отражениями света солнца..
Бхактиведанта Свамиджи часто позволял себе оскорбительные слова в адрес оппонента вместо вменяемых аргументов. То, что Бхактиведанта Свамиджи любил называть людей словами, типа: «осёл, собака, обезьяна, глупцы, ets» - это факт. Это нельзя не заметить. Обычно, оскорбленные им люди являлись учёными, философами, религиозными деятелями, имеющими точку зрения не совпадающую с его. Такое поведение, вообще-то характерно для человека с нехилым эго. Потому что, когда аргументы у подобных людей подходят к концу, возразить по существу нечего, а чувство собственного достоинства не позволяет быть побеждённым, тогда в ход начинают идти оскорбления, типа «сам дурак». А в случае с Бхактиведантой Свамиджи это случалось далеко не редко, что зафиксировано в «Ведической литературе» за его авторством. Свамиджи не имел ученых степеней, не являлся непредвзятым исследователем. Он был религиозным лидером определённого конфессионального течения, не более.
"Даже великие ученые говорят, что утверждения писаний - вымысел. Хотя эти люди на самом деле не кто иные, как негодяи, они слывут признанными учеными." … А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада - Наука Самоосознания
Когда дело касается философских моментов, нужно отстаивать чистоту учения и разоблачать отклонения. В таких случаях Сам Шрила Прабхупад разрешил критику. Не делать этого, значит оставаться в дураках. Разумеется, это нужно делать квалифицированно. И делать это должен тот, кто действительно разбирается в данной области. Быть своего рода санитаром. Нужная работа, хотя порой "неблагодарная".
Мошенничество Бхактиведанты Свамиджи в манипулировании терминами «Ведические времена», «Ведические писания», «Ведическая культура», «Ведические … ets» так прекрасно, что весь ИСККОН поклоняется Его мошенничеству. В самом мошенничестве нет ничего хорошего, но когда мошенничает Бхактиведанта Свамиджи, это замечательно, потому что Он - абсолютное благо. Это необходимо понять.
Боб: А что вы скажете о мошенниках, которые не так очаровательны? Бхактиведанта Свами: Нет, замечательно не мошенничество само по себе, а Кришна, который абсолютен во всех Своих проявлениях. Он - Бог, поэтому Его мошенничество - благо. Кришна - всеблагой. Бог - это благо. Боб: Да. Бхактиведанта Свами: Поэтому, когда Он прибегает к мошенничеству - это тоже прекрасно, и это благо. Таков Кришна. В самом мошенничестве нет ничего хорошего, но когда мошенничает Кришна, это замечательно, потому что Он - абсолютное благо. Это необходимо понять.
(Совершенные вопросы Совершенные ответы)
Прабхупада приплыл в Нью-Йорк в сентябре 1965 года, и в июле 1966 года основал Международное общество сознания Кришны (ИСККОН). Личные качества и успешное управление Шрилы Прабухпады обеспечили большую часть роста ИСККОН и успех его миссии.
После открытия первого храма в Нью-Йорке, Прабхупада послал нескольких своих учеников в Сан-Франциско, где они и открыли храм в 1967 году. В том же году Прабхупада начал путешествовать по США и Канаде, пропагандируя своё движение через воспевание на улицах мантры Харе Кришна (санкиртана), распространение книг и выступление с лекциями.
Шрила Прабхупада сказал: „Я изучил людей этой планеты и я понял, что они абсолютно неспособны ни к каким аскезам, неспособны в принципе, что они не способны изучать Ведические писания, никаких шансов у них нет. И что у них нету ни намека на благочестие.” Все в полном шоке были от такого. Потом Шрила Прабхупада сказал: „Но у них есть одно качество – так или иначе они способны принимать прибежище у моих лотосных стоп.” И все закричали: „Джай! Харибол!”
После того как Общество сознания Кришны более или менее укрепилось в Америке, Прабхупада послал в 1968 году маленькую группу своих учеников в Лондон, Англию. Через несколько месяцев пребывания там, они смогли войти в контакт с The Beatles, из которых Джордж Харрисон проявил наибольший интерес, проводя много времени в беседах с учениками Прабхупады, а потом и с самим Прабхупадой во время его визита в Англию в 1969 году. В том же году он записал вместе с учениками Прабхупады сингл «Hare Krishna Mantra».
В последующие годы и до самой своей смерти в 1977 году, Прабхупада объехал вокруг света четырнадцать раз, открывая новые храмы, читая лекции, встречаясь с известными людьми и давая посвящение тысячам новых учеников. К моменту его смерти во Вриндаване 14 ноября 1977 года Общество сознания Кришны стало всемирно известной международной вайшнавской организацией.