Чистота тела является необходимым условием хорошего самочувствия. Такие хорошие привычки, как купание, очищают тело извне, асаны и пранаяма очищают тело внутри. Практика асан тонизирует все тело, устраняет токсины и нечистоты, накопляющиеся от потворства своим слабостям. Пранаяма очищает и вентилирует легкие, насыщает кислородом кровь и очищает нервы. Но еще более важным, чем физическое очищение тела, является очищение ума от несущих смятение эмоций, таких как ненависть, ярость, гнев, вожделение, алчность, обман и гордыня. Еще важнее очищение интеллекта (буддхи) от порочных мыслей. Нечистоты ума смываются водами бхакти (обожания). Нечистоты интеллекта или рассудка выжигаются в огне свадхьяи (изучения Я). Внутреннее очищение дает свет и радость. Оно приносит благожелательность (сауманасья) и устраняет душевные муки, уныние, печаль и отчаяние (даурманасья). Обладая доброжелательностью, человек видит достоинства других людей, а не только их ошибки. Уважение, с которым человек относится к чужим добродетелям, приучает его к самоуважению и помогает ему бороться со своими горестями и трудностями. Когда ум ясен, ему легче придать однонаправленность (экагра). Посредством концентрации достигается управление своими чувствами (индрия-джая). Тогда человек готов войти в храм своего тела и увидеть свое истинное Я в зеркале собственного ума.
Чистота тела, ума и окружающей среды очень важна для гармонизации энергии. Один индийский святой, Свами Читананда, однажды посетил Ананду, и увидев ржавую лейку, лежащую в саду, заметил: “Вам следовало бы поднять это и покрасить. Низшие сущности притягиваются к мусору.” Сила, которая приходит при безупречной Чистоплотности – божественное безразличие к вещам, относящимся к телу.
Кроме чистоты тела, мыслей и слов необходима также чистота пищи. Помимо опрятности при приготовлении пищи необходимо соблюдать чистоту и в средствах добывания ее.
Пища - субстанция, поддерживающая, но и поглощающая всякую жизнь, - рассматривается как фаза Брахмана. Пищу следует есть, сознавая, что каждый кусок, каждый глоток дает силу служить Богу. Тогда пища становится чистой. Быть ли вегетарианцем или нет - это личное дело каждого человека, зависящего от обычаев и традиций страны, в которой он родился и воспитывался. Но спустя какое-то время занимающемуся йогой придется принять вегетарианскую диету для того, чтобы достигнуть однонаправленности внимания и духовной эволюции.
Есть следует для сохранения здоровья, силы, энергии и жизни. Пища должна быть простой, питательной, сочной и успокаивающей. Следует избегать кислой, горькой, соленой, острой, обжигающей, несвежей, невкусной, тяжелой и загрязненной пищи.
Тип пищи, которую мы употребляем, и то, как мы ее едим, формирует характер человека. Человек - это единственное существо, которое ест, не будучи голодным, и вообще скорее живет для того, чтобы есть, а не ест для того, чтобы жить. Если мы едим ради поощрения своего вкуса, то переедаем и заболеваем расстройствами пищеварения, которые выводят из строя наш организм. Йог верит в гармонию и потому ест только для поддержания жизни. Он не переедает и не недоедает. Он рассматривает свое тело как обитель души и остерегается потворства своим желаниям.
Помимо пищи большое значение имеет также выбор места для духовной практики. Трудно заниматься в чужой стране, вдали от родины, в лесу, в людном городе или там, где шумно. Надо выбрать такое место, где легко достать пищу, где нет насекомых, защищенное от игры стихий и с красивым окружающим видом. Берег озера или реки или морской берег - идеальное место. Такие идеальные, тихие места трудно найти в наше время, но уголок для занятий можно устроить и у себя в комнате, лишь бы он был чистым, сухим, свободным от насекомых и хорошо проветривался.
Гигиена, внешняя и внутренняя, диета, голодание, физические и дыхательные упражнения постепенно смещают наше внимание от жизни в теле к жизни в Духе. И выражения « В здоровом теле - здоровый Дух» или «Наше тело - храм нашего Духа» постепенно обретают смысл и наполненность.
Поскольку яма - это принципы правильного взаимодействия с самим собой, или внутренние принципы, Шауча - чистота не столько внешняя, сколько внутренняя, в первую очередь касается чистоты нашего сознания и Духа.
Основные признаки чистого ума: жизнерадостность, не подверженность влиянию эмоций, стабильность, осознанность. Основными средствами к достижению состояния Шаучи являются, в первую очередь, пять принципов ЯМЫ: Ахимса, Сатья, Астея, Брахмачарья, Апариграха. И если мы понимаем основные качества сознания пребывающего в Шаучe, то мы можем практиковать и нарабатывать сами эти качества: жизнерадостность достигается практикой Сантоши, однонаправленность или стабильность достигается Тапасом, спокойствие или контроль над чувствами - следствие Cвадхьяи, видение самости или осознанность - результат Ишварапранидханы.
Дехо Девалайях Прокто Дживо Девах Санатханаха -
Тело - это храм, и в нем обитает Бог.
Санскритская шлока
Рассматривайте и приветствуйте каждое тело как храм Бога. Приветствуйте даже ваших недругов.
Сарва Джива Намаскарам Кешавам Пратигаччатхи,
Сарва Джива Тираскаарам Кешавам Пратигаччатхи
Кому бы вы ни посылали приветствия, они достигнут Бога,
кого бы вы ни ругали - все это тоже достигнет Бога.
Все вы воплощения Хираньягарбха, Золотого Яйца Творения. Ваше сердце всецело Хиранья, золото. То, что подвержено изменениям, - не золото.
Золото можно превратить в украшения или хранить просто как золото. Потому что при изменении формы и безо всякой формы оно остается золотом.
Но давайте проведем небольшое исследование.
Допустим, у вас есть немного золота, и вы считаете, что его цена составляет 500 рупий. Однако, если в золоте есть примесь меди, его цена упадет до 300 рупий. Если же в нем есть примесь латуни, то стоимость упадет еще больше - до 200 рупий.
В чем причина такого падения? В существовании примесей.
Так и человек - в основе своей он Брахман, он чист и непорочен. Он - великая драгоценность. Но, по мере роста его привязанностей, «медь желаний», «латунь эго» примешивается к его природе. И ценность человека начинает падать. В чем причина такой деградации? Основная причина - появление в ценной вещи того, что ценности не имеет. Потому вам не следует позволять всякой «дешевке» овладевать вами. Достигайте состояния Шаучи. Не допускайте нечистоты интеллекта или рассудка в свое сердце, и вы всегда будете пребывать в блаженном единении с Господом. Смотрите, говорите и слушайте только о добром. Освящайте вашу жизнь, достойным образом выражая свои чувства. Не разговаривайте, как вам заблагорассудится. Говорите мягко и приветливо. Держите под контролем свои взгляды.
Всем вам известно, что произошло с Кичака, когда он, имея дурные намерения, смотрел на Драупади. Бхима разнес ему голову на куски.
Именно поэтому Будда настаивал на необходимости культивировать в себе Самьяк Дришти - Священный взгляд. И благодаря тому, что сам культивировал святой взгляд на вещи, Будда достиг озарения.
Считайте все, что вы видите, формой Бога. Думайте лишь о хорошем, смотрите лишь на хорошее, слушайте о хорошем, говорите о хорошем и делайте добро. Только тогда вы сумеете достичь Божественности.
Бегите прочь от дурной компании, присоединяйтесь к обществу добрых людей, день и ночь совершайте праведные поступки. И пусть вам сопутствует способность различения того, что непреходяще и что временно.
Шауча значит чистый или чистота. Это – сущность чистоты: чистота тела, ума и речи. Держать тело чистым – это существенно для Божественного Сознания. Неважно, что ваши вещи не являются роскошными и дорогими, но одежда, которую вы носите, должна быть безупречно чистой. Ум должен быть очищен от всех презренных и неуважительных мыслей. Если порочная мысль проникнет в ваш ум, вы должны попытаться отмести ее думанием о праведных людях и их учениях или о великих мудрецах и святых, которые оставили эти сокровища учений. Ум не должен быть взволнован мириадами мыслей (викальп); он должен быть чистым и простым.
Под чистотой речи я подразумеваю, что слова, которые вы используете, не должны возбуждать гнев или ярость в других. Речь должна быть использована для выражения того, что истинно, что является наилучшим, что является правильным, корректным, – только того, что является полным абсолютной чистоты. Речь не должна быть использована для того, чтобы осыпать других оскорблениями или давать выражение языку, который омерзителен или груб. Ваша речь должна быть использована для выражения слов сладости и почтительности, для выражения того, что возвышает другого и никогда не вредит другому.
Эти три – чистота тела, ума и речи – настолько взаимосвязаны, что, даже если следовать одному аспекту из этих трех с рвением и энтузиазмом, это непременно поможет в развитии двух других. Вместе они помогут вытолкнуть вас к конечному результату – концентрации и Божественному Сознанию.
Патанджали говорил: Плод, который обретается от поддержания чистоты (шауча) тела, ума и действия, – это то, что вы начнете испытывать отвращение к вашему телу и будете избегать контакта с другими телами (Йога Сутра 2:40).
Если кто-либо непреклонно поддерживает абсолютно чистое тело, то он начнет ненавидеть свое тело, испытывать к нему отвращение. Почему? Если кто-либо очистил свою кожу мылом и водой, он будет думать, что он почти чист, и поэтому войдет в свою медитационную комнату. Однажды внутри, однако, он начинает откашливать мокроту. Тогда в этот момент он понимает, что, хотя он чист внешне, он грязен внутри. Он начинает хотеть освободиться от своего тела, и это развивается в желание отсоединить себя от своей семьи и родственников. Он предпочитает уединение, чем все остальное. Это достижение, обретаемое чистотой.
Теперь вот что я скажу:
Что такое истинная Шауча? Это ненасилие телом умом или речью. И не с целью обрести отвращение к жизни, не нужен нам этот деструктивный плод. С одной лишь целью — сделать мир лучше. Сделать мир чище, начав с самого себя.
Станьте светом, проявляйте свет в деяниях, мыслях и словах!
Будьте Жизнью Вечной, не сияйте тьмой и смертью, сияйте Жизнью, ненасилием, позитивом, Любовью! Не отрекайтесь от мира (типа «вот он такой плохой, ну и уйду я отседова!»), а делайте его чище своею чистотой и позитивом каждую секунду, каждое мгновение!
Ишвара Сарва Бхутанам -
Бог обитает во всех существах.
Ишавасьям Идам Джагат -
Бог обнимает всю вселенную.
Сарвам Кхалвидам Брахма -
Брахма охватывает всю вселенную.
Кришна сказал «я есмь стремление к жизни во всех существах»…
Христос говорил «я есмь Жизнь Вечная».
Станьте Жизнью!
Не уходите от жизни!
Джива есть Шива во веки веков и во веки веков Шива есть!
Очистить тело можно либо основательно упорядочив повседневный образ жизни, либо используя технику йоги.
Внутреннее очищение проводится с помощью периодических постов, соблюдения вегетарианской диеты, а также специальных процедур. Тут вы найдете рекомендации по способам внешнего очищения организма.
Практика асан — особых упражнений и поз — способствует укреплению здоровья, повышению общего тонуса, а также физическому развитию. Специальные позы помогают очистить организм от вредных шлаков и обеспечивают свободную циркуляцию праны по всему телу, что нормализует работу всех органов и систем, делает внешний вид моложе и продлевает жизнь.
Очищение «тонких» структур (нади и чакр) осуществляется с помощью пранаямы. Кроме того, пранаяма способствует очищению сознания, избавляет его от всего, что мешает медитации, и, как следствие, стимулирует развитие человека.
Разум тоже нуждается в чистоте. Человек с чистым рассудком испытывает естественное ощущение спокойствия, умиротворенности; он способен сосредоточивать внимание, контролировать свои чувства, достигать самопознания, но важнее всего то, что его разум воспринимает Бога непосредственно.
Чистота разума подразумевает чистоту мысли, слов и поступков. Эгоизм, жадность, злоба, зависть, ревность и прочие отрицательные эмоции могут быть изгнаны из повседневного человеческого опыта путем занятия йогой или посредством медитации и верности Творцу. Как сказано в Библии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мат. 5: 8).
1. Медитируйте и обращайтесь к Богу с чистым сердцем.
Будьте открыты Его воле и Его любви, отвергнув все свои личные желания и пристрастия. Глубокая медитация очищает разум и тело, помогает уловить поток божественного сверхсознания.
Кроме того, не забывайте и о молитве. Достигнув в медитации спокойной внутренней тишины, остановитесь в ней и обратитесь ко Всевышнему с искренней молитвой; попросите дать вам свет, познать Его присутствие внутри вас. Ибо Его божественный свет прогоняет тьму из сердца, а осознав присутствие Бога в душе, человек обретает чистую жизнь, озаренную божественной силой и любовью.
2. Будьте разборчивы, практикуйте сатсангу. Чем грубее и вульгарнее объект наслаждения, тем более скоротечным и низменным является приносимое. Азартные игры, пьянство, наркотики, пристрастие к сценам жестокости или порнографии на экране — все это примеры самых низкопробных удовольствий. Они не дают удовлетворения нашей душе, а напротив, разлагают ум и тело, делают их нечистыми и суетными, отнимают энергию и в итоге приносят боль, физические и умственные страдания.
Разум тоже способен «пачкаться», например, от неразборчивого общения с теми, кто эгоистичен и слабоволен, склонен к поискам низких удовольствий и духовно беден, завистлив и жесток.
«Сатсанга» в переводе с санскрита означает «общение с праведниками, с добродетельными людьми», другими словами — с теми, кто идет по пути духовности, кто предан Богу и любит Его, с теми, кто живет по правде. Подобное духовное общение может выражаться в совместных молитвах, в разговорах, пении или просто в тихой медитации. Сатсанга очищает сознание человека, открывает его проникновению божественной мудрости. Как говорил Иисус: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мат. 18:20).
А известный учитель йоги Парамханса Йогананда дополнил эту мысль: «Окружение человека довлеет над силой его воли. Требуется большое напряжение душевных сил, чтобы, общаясь с суетными людьми, не заразиться их суетностью. Станет человек праведником или грешником, во многом зависит от того, с кем он поддерживает общение».
Чистота окружающего мира
Необходимость поддержания чистоты в доме или на месте работы очевидна для каждого. Окружающая среда и ее состояние — не что иное, как отражение нашего разума. Если разум нечист, беспечен и беспорядочен, то и вокруг нас будут грязь, неустроенность и беспорядок.
На физическом уровне это будет проявляться в размножении бактерий, вредных насекомых и грызунов, на астральном уровне грязь привлекает бестелесные низкие существа.
Закоренелые курильщики, пьяницы, наркоманы тоже способны притягивать к себе эти зловредные существа, которые будут воздействовать на их астральное тело и «прилепятся» к их ауре, что может в итоге привести к душевным расстройствам и сумасшествию.
Чистоту можно трактовать и как упорядоченность: наше окружение одновременно и отражает наши особенности, и влияет на нас, поэтому так важно создать вокруг себя среду, которая служила бы нам опорой.
Ясный, организованно действующий рассудок способен разглядеть положительные моменты даже в самых плохих ситуациях; в его власти или улучшить такие ситуации, или оградить человека от их воздействия.
Наведите порядок в своих мыслях, в своих чувствах, в поведении, и тем самым вы сделаете упорядоченным и разумным окружающую вас действительность. Помните о том, что просил у Бога Давид: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50: 12).
Формула самовнушения
«Я вступил на стезю изменения и очищения, я хочу, чтобы свет моей души проявился и был виден ясно и чисто.
Я оставляю все привычки и взгляды, которые не приносят пользы для достижения цели моей жизни.
Я очищаю свой разум от нечистых помыслов, чувств и эмоций.
Я живу в гармонии с законами природы.
Я живу с ощущением Бога внутри меня и вокруг меня. Осознание божественного порядка вселилось в мое сердце и разум. Я — чистый светильник, зажженный от Божьего света».
Смысл человеческого существования состоит в очищении сознания. Смысл человеческой жизни не в том, чтобы, например, обустраивать квартиру. Ни крепкое здоровье, ни хорошее питание, ни богатство, ни слава, ни почет, ни хорошие дети не являются подлинным смыслом жизни. Человеческая жизнь предназначена только для одного – для очищения сознания, для постижения своей вечной духовной природы, нетленной личности. Если человек правильно ставит перед собой цель жизни, то все остальные его желания удовлетворяются сами собой. Если же главная цель жизни поставлена неправильно, то и остальные цели также не будут выполнены должным образом. Такие цели, как воспитание детей, квартира и деньги особенно нас не возвышают. Поскольку мы разумные живые существа, то и цели должны ставить более высокие по сравнению с животными. Так что же, разве наши цели не выше, чем у них? Зачастую нет, и доказать это очень просто.
Если тонкое тело человека наполнено бескорыстием, он обретает счастье уже в этой жизни. Если он устремляется к духовной цели, то обретает вечное счастье. Такой человек уже никогда не будет несчастен. Мы имеем духовную природу, и потому при контакте с материей испытываем страдания. Мы хотим испытывать счастье от материи и думаем, что в этом заключается главный смысл жизни. Подобное состояние обусловлено осквернением сознания. Если же человек пытается получить счастье от духовной деятельности, то его сознание очищается.