В Ведах описываются 400 различных видов ягьи. Из которых, 21 теоретически является обязательной для дваждырождённых (двиджа), к которым относятся брахманы, кшатрии и вайшьи. Эти обязательные ягьи также называют «нитья-кармы» и они должны проводится в течение всей жизни. Остальные ягьи совершаются как камья-карма и не являются обязательными. Их целью выступает получения различных благ и удовлетворение определённых желаний. Нитья-кармы не относятся к типу ритуалов, проводимых ежедневно — их совершают в определённом порядке в течение года. Исключение составляет агнихотра, которая совершается дважды в день — на восходе и на закате солнца. Более сложные жертвоприношения проводятся реже, чем более простые. Самые большие ягьи совершаются только раз в жизни. Первые семь ягий называют пака-ягьи, следующие семь — хавир-ягьи, и последние семь — сома-ягьи.
Такие ягьи как путракамешти (проводится для зачатия детей), ашвамедха (владычество над землёй), раджасуя (коронация) и др. относятся к 400-м жертвоприношениям, которые не являются обязательными.
Это простое огненное жертвоприношение которое должно проводится на дому дважды в день. Огонь аупасана впервые зажигается во время свадьбы и затем разделяется на два в ходе жертвоприношения, называемого агньядхана. Один из этих огней становится грихья-агни, а другой — шраута-агни. Эти огни должны поддерживаться на протяжении всей жизни человека. Грихья-агни или аупасана-агни используются в пака-ягьях; подобные ритуалы описываются в «Грихья-сутрах», в частности в Экагни-канде «Апаштамбха-сутры».
Пака-ягьи — это простые жертвоприношения, которые совершаются на дому. Особенно их любят делать ИСККОНовские кришнаиты. Вместо того чтобы петь дома, а ягьи проводить на свежем воздухе, они поют на улицах, а ягьи совершают дома. На каждую пратхаму (первый день лунного полумесяца), должны проводится пака-ягья и хавир-ягья — в грихья-агни и шраута-агни соответственно. Первая из них называется стхали-пака. «Стхали» это горшок, в котором приготавливается рис; его ставят на огонь аупасана и приготовленный таким образом рис называется «чару» — он должен быть предложен в тот же самый огонь.
Хавир-ягьи — это более сложные жертвоприношения, хотя и не до такой степени как сома-ягьи. Хавир-ягья, совершаемая на каждый день пратхама, является «дарша-пурна-ишти» — «дарша» означает новолуние и «пурна» — полнолуние. Оба ритуала также часто называют просто «ишти». Дарша-пурна-маса-ишти является пракрити (архетипом) для хавир-ягьи. Первые четыре хавир-ягьи — адхана, агнихотра, дарша-пурна-маса и аграяна — совершаются на дому. Остальные три хавир-ягьи — чатурмасья, нирудха-пасубандха и саутрамани — проводятся в ягьяшале.
Название сома-ягья происходит от напитка растения сома, которым удовлетворяют свою жажду девы, и который предлагается как подношение на жертвоприношении. Во время сома-ягьи воспеваются саманы — гимны из «Сама-веды», и все священники шраута — хотар, адхварью, удгатар и брахманы вмести с 12 или 13-ю помощниками принимают в ней участие: каждому священнику помогают три ассистента. Агнистома, первое из семи жертвоприношений сома, является пракрити (архетипом) для шести остальных, которые выступают как викрити. Остальные шесть это: атья-агнистома, уктья, содаси, ваджапея, атиратра и апторьяма. Ваджапея обычно рассматривается как наиболее важная. Когда по окончании жертвоприношения, совершивший его (яджамана) приходит после ритуального омовения (аварбхритха-снана), сам царь держит над ним белый зонтик. «Ваджапея» означает «напиток победы». Это жертвоприношение состоит в предложении напитка сома-расы, пашу-хомы (23-х различных животных), а также анна-хомы и ваджа-хомы. Совершающий жертвоприношение принимает «омовение» в остатках риса.
В традиции индуизма существуют панча-маха-ягьи («Пять великих жертвоприношений», «Тайттирия-араньяка» 2.10), а именно:
Дева-ягья — предложение ахути различным девам.
Питри-ягья — подношения предкам
Бхута-ягья — подношение бали или еды духам умерших
Манушья-ягья — кормление гостей
Брахма-ягья — повторение различных текстов из Вед — «Риг-веды», «Яджур-веды», «Сама-веды» и «Атхарва-веды».
Эта ягья предназначена для возвышения совершающего её на небесные планеты — локи различных дев (такие как Индралока).
Эта ягья совершается для обретения мира предков и Ямы.
Это жертвоприношение описывается в «Чхандогья-упанишаде». Оно позволяет достичь Брахмалоки.
Она заключается в создании ашрамов для тех кто нуждается в них. Существует пять видов ашрамов:
Это различные обеты, следование которым подразумевает жизнь в согласии со строгими правилами и предписаниями. Например, тот кто практикует подобную ягью не бреется четыре месяца в году (обычно в период с июля по октябрь), не принимает определённые виды пищи, ест только один раз в день или в течение какого-то периода не выходит из дома.
Это жертвоприношение состоит в изучении Вед.
Эта ягья состоит в выполнении своих обязанностей. Если человек в зависимости от своего характера и наклонностей, а также варны к которой он принадлежит, безукоризненно выполняет свои обязанности — он совершает данное жертвоприношение.
Свадебная церемония. Ягья во время индусской свадьбы.
Это жертвоприношение заключается в слушании и воспевании славы и имён Господа Хари. Все материальные блага даются нам для того, чтобы у нас было достаточно сил и возможностей идти путем самоосознания и достичь высшей цели жизни — вырваться из плена материального мира, покончив с непрерывной борьбой за существование. Чтобы обрести духовное освобождение, нужно совершать ягьи . Если же мы забываем о цели человеческой жизни и используем дары Господа для собственных наслаждений, нас все больше и больше затягивает трясина материального бытия. Этот мир создан вовсе не для наших удовольствий, и мы, пытаясь использовать его для себя, поступаем как настоящие воры, за что нас и наказывают по суровым законам природы. В обществе воров не может быть счастья, ибо их жизнь бесцельна. Грубые материалисты живут как воры, у них нет возвышенной цели. Они просто ищут чувственных удовольствий и понятия не имеют о том, как совершать ягьи . Однако Господь чайтанья дал людям самую простую ягью — санкиртана- ягью. Cовременное общество состоит в основном из шудр, поэтому брахманская культура сейчас утрачена и по-настоящему восстановить ее чрезвычайно трудно.
Церемония | Цель | |
Айюшья Ягья | Защитить от плохих влияний, которые появляются в жизни сразу после рождения; обеспечивает долголетие. | |
Мритьюнджая Ягья | Защитить, убрать негативную энергию, улучшение кармы, для обретения божественной защиты, поддержки. | |
Дханавантари Ягья | Для хорошего здоровья. | |
Дурга Ягья | Убрать негативную энергию, плохое влияние | |
Гаятри Ягья | Помощь с позитивным мышлением и впоследствии достижение хорошей кармы. | |
Критья Парихарана | Убрать эффекты черной магии. | |
Лакшми Кубера Ягья | Для здоровья и материального благополучия. | |
Мангала Санскарана Ягья | Отпраздновать хорошие события; достичь мокши. | |
Махадеви Ягья | Для ускорения свадьбы и для брачного благополучия среди уже поженившихся. | |
Наваграха Ягья | Умиротворить девять планет и ограничить злое влияние на чей-то гороскоп. | |
Пуньяхавачана Ягья | Для присвоения имени ребенку. | |
Сударшана Ягья | Для успеха в своем деле | |
Васту Ягья | Для улучшения домашней обстановки. | |
Видья Ягья | Помощь в учебе. | |
Вишва Шанти Ягья | для всеобщего мира и гармонии, а также гармонии между собой и бытием. | |
Вираджа Ягья | Очистительная церемония, как часть особых ритуалов, в которых человек принимает обет и становится санньяси. |