Три аспекта Абсолютной реальности.
Абсолют делим (бхеда) и неделим (а-бхеда) в одно и то же время, Для человеческого разума это непостижимо (Ачинтья). Найти разрешение этого противоречия можно лишь в сфере Трансцендентного.
САТ-ЧИТ-АНАНДА — в индуизме — три характеристики, присущие реальности, или Брахману, — бытие (сат), знание, или сознание (чит), и неомраченное счастье, радость, или блаженство (ананда). Они рассматриваются не как три свойства, или качества, т. к. каждое из них тождественно с двумя другими, и реальность обладает одной единой сущностью, хотя человеческий разум, наблюдая их сквозь покров майи, ошибочно считает их тремя в одном. Бхагаван (Бог) включает в себя Параматму и Брахман и является наивысшим аспектом Абсолюта. Эти три гносеологических аспекта соответствуют трем онтологическим уровням Высшей реальности: Сат (Бытие), чит (Знание) и Ананда (Блаженство), которые открываются ищущему в зависимости от характера его стремлений. Обретаются они разными путями: джнани, философы, стремящиеся постичь Брахман, обретают вечное бытие (сат), Йоги, пытающиеся сосредоточиться в своем сердце на Параматме, достигают совершенного знания (чит), а бхакты, т.е. те, кто посвящает себя любовному преданному служению Верховной Личности (Бхагавану), обретают блаженство (ананду).
Один и тот же объект разные чувства воспринимают по-разному, поскольку он обладает разнообразными качествами. Подобно этому, Верховный Господь един, но разные люди, следующие различным предписаниям шастр [священных писаний], воспринимают Его по-разному.
Шримад-Бхагаватам, 3.32.33
Есть история о том, как крестьяне из глухой деревни послали трёх своих односельчан на ближайшую станцию только что построенной железной дороги, чтобы те рассказали им, что такое поезд. Проделав долгий путь пешком, все трое собрались на станции, ожидая прибытия состава. Стемнело — и вот, наконец, вдали послышался звук приближающегося поезда. Один из посланных крестьянами «разведчиков», пристально вглядываясь во тьму, откуда доносился звук, заметил яркое пятно света, которое постепенно увеличивалось. Он тут же бросился назад, в свою деревню, чтобы первым рассказать односельчанам о том, что такое поезд.
Второй разведчик, подождав некоторое время, разглядел приближающийся к станции огромный тёмный силуэт с ярким пятном света наверху, и тоже поспешил в свою деревню. А третий дождался прибытия поезда. Он увидел паровоз, вагоны, а в вагонах людей, которые закусывали, разговаривали, играли в карты и т.п. Он увидел, как люди выходят из поезда и заходят в него.
Вернувшись в деревню, все трое начали рассказывать, что они видели. Первый сказал: «Поезд — это большой свет». Второй описал поезд немного по-другому: «Это большой тёмный силуэт с пятном света наверху». И только третий смог рассказать о поезде во всех подробностях — не только о свете из прожектора и о паровозе, но и о вагонах и людях, сидевших в них.
Очевидно, что каждый из рассказчиков говорил правду, но второй узнал о поезде больше, чем первый, а третий, видевший поезд ближе всех, смог рассказать о нём такие подробности, которых не увидели первый и второй.